Петербург в повести Н. В. Гоголя “Невский проспект”



Он лжет во всякое время, Этот Невский проспект.
Н. В. Гоголь
Остановив свой выбор на этой теме, я исходила из своего личного отношения к творчеству этого писателя, чьи произведения привлекают меня необычностью сюжетов, яркостью, четкостью и выразительностью языка, своеобразием авторского взгляда на мир.
Особое впечатление произвела на меня повесть “Невский проспект”. Я считаю, что здесь наиболее отчетливо отразилась гоголевская концепция Петербурга – “самого предумышленного города на свете”.
“Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все”, – так начинает Гоголь свое повествование. Подчеркнуто эмоционально, восторженно говорит он о той роли, которую играет проспект в жизни каждого петербуржца. Невский оказывается не просто улицей – “красавицей нашей столицы”, он – главное действующее лицо, вершитель человеческих судеб. Может показаться, что Гоголь искренне верит в способность “всемогущего Невского” объединять людей (“только здесь житель Петербуржской или Выборгской части может встретить своего приятеля, у которого не бывал несколько лет”). Но вскоре наши иллюзии рассеиваются. Мы видим, что проспект проводит четкую грань между различными социальными группами, которые все появляются здесь, но только в разное, строго определенное время. С


самого раннего утра по улице “плетется нужный народ”: “русские мужики, спешащие на работу”, “сонный чиновник. с портфелем под мышкою”.
Часам к двенадцати Невский проспект становится “педагогическим Невским проспектом”: сюда “делают набеги гувернеры всех наций со своими питомцами”. Послеобеденное время – время прогулок аристократии и “чиновников по особенным поручениям”. Невский соединяет жителей Петербурга, но не объединяет их. Гоголь рисует образ странного сообщества людей, рожденного современным городом. Единственное, что их связывает, – это желание праздности.
Именно тем притягателен для них Невский проспект, что от него “пахнет одним гуляньем”: “Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него (проспект), верно, позабудешь о всяком деле”. Автор показывает, как выхолащивает этот идол петербуржцев сущность людей, изменяя их мировосприятие. Человек здесь теряется из виду, “тонет” в “видном” мире; объектом же внимания становятся “сапоги”, “фалды” и другие атрибуты его успеха, положения, богатства: вместо людей по Невскому проспекту важно прохаживаются “щегольской сюртук с лучшим бобром”, “греческий прекрасный нос”, “превосходные бакенбарды”, “пара хорошеньких глазок и удивительная шляпка”.
Постепенно образ Невского проспекта наполняется символикой, становится таинственным, полуреальным-полуфантастическим. Это происходит, “как только сумерки упадут на домы и будочник. вскарабкается на лестницу зажигать фонарь”. Ночью “лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет”, а в поступках людей чувствуется “что-то чрезвычайно безотчетное”. Сам Невский “оживает и начинает шевелиться”, преображается, освещается новым, каким-то демоническим светом. Гоголь подводит читателя к пониманию главной мысли своего произведения, которая будет прямо сформулирована в финале. “О, не верьте этому Невскому проспекту!” Здесь “все обман, все мечта, все не то, чем кажется”.
Яркой иллюстрацией к этому утверждению являются две истории, лежащие в основе сюжета повести. Главным героем одной из них становится поручик Пирогов, другим – петербургский художник Пис – карев. Герои противопоставлены друг другу: Пирогов исполнен амбиций и цинизма (“Знаем мы вас всех”), Пискарев скромен, кроток, застенчив. Однако истории их, в которых ощущается власть Невского проспекта, схожи. И тот и другой обманываются в своих ожиданиях, связанных с чувством к женщине. Вот Пискарев встречает прекрасную незнакомку. “Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прекраснейший лоб осенен был прекрасными, как агат, волосами Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грез. Все, что. дает мечтание и тихое Вдохновение при светящейся лампаде, – все это, казалось, слилось и отразилось в ее гармонических устах”. Каково же оказывается. разочарование героя, когда он обнаруживает в этом “гении чистой красоты” черты самого грязного порока.
Гоголь подчеркивает всю нелепость, противоестественность, несоединимость того, что каким-то, непостижимым образом оказывается соединенным в действительности. Улыбку Мадонны сменяет на лице красавицы улыбка, исполненная “какой-то жалкой наглости; она. так же шла ее лицу, как идет выражение набожности роже взяточника или бухгалтерская книга поэту”.
“Лучше бы ты вовсе не существовала”, – “растроганный, растерзанный, с слезами на глазах”, – думает Пискарев.
Не менее обманчив образ блондинки, за которой последовал второй герой. Она сразу производит на читателя впечатление пустого, но “легонького” и “довольно интересного созданьица”. Пирогов не сомневается в успехе (“Ты, голубушка моя!”) и вдруг, неожиданно для самого себя, получает суровый отпор от этого “бессмысленного” существа, которое защищено от всякого рода соблазнов немецкой “аккуратностью” в чувствах и преданностью мужу – грубияну и пьянице.
Невский проспект не только развращает, он губит все чистое, светлое, ломает человеческие судьбы. Не выдержав “вечного раздора мечты с существенностью”, сводит счеты с жизнью носивший в душе своей “искры чувства, готовые. превратиться в пламя” художник Пискарев. Зато порыв Пирогова, поначалу вознамерившегося жестоко отомстить за “ужасное оскорбление”, сам собою “как-то странно” для героя, но очень логично для читателя угасает в кондитерской: “съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из “Северной пчелы” и вышел уже не в столь гневном положении”.
В повести “Невский проспект” Гоголь создает искаженный, “перевернутый” мир, утверждающий в сознании людей “перевернутые” ценности.
“Далее, ради Бога, далее от фонаря и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо”, – таким напутствием заканчивает повесть Н. В. Гоголь, глубоко переживавший за судьбу России, страстно мечтавший нарисовать образ “положительно прекрасного” чеповека, но посвятивший свою музу разоблачению порока, в какие бы блестящие одежды он не рядился.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Paradigmatic level lexicology.
Сейчас вы читаете: Петербург в повести Н. В. Гоголя “Невский проспект”