Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор»
Эпиграф пьесы «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» значит, что автор представляет зрителю зеркальное отражение действительности, и не его вина, что эта действительность столь искривлена, абсурдна.
Искривленность подчеркнута афишкой к пьесе: множество «двойных» имен с некоторым искажением при повторном использовании слова — Антон Антонович, Лука Лукич, Бобчинский и Добчинский, Хлопов и Пошлепкина, Хлестаков.
Идея и тема пьесы символически выражена во сне городничего, которому приснились две черные крысы, которые пришли,
Чиновники как-то совершенно откровенно беседуют о своем казнокрадстве, взятках, игнорировании служебных обязанностей. Их откровенность идет от перевернутой с ног на голову нравственности. В Библии говорится о греховности человека, а они делают вывод, что человеческие грехи угодны Богу.
Здесь все братья и сестры во грехе, поэтому и скрывать-то нечего.
Этот мир абсурден, и в комедии это подчеркнуто такими, например, образами: мамка в детстве уронила, и от человека всю жизнь водкой пахнет.
Здесь все материально, нет ничего интересного, поэтому чиновникам хочется вырваться из него в мир истинный, настоящий. Им кажется, что Хлестаков и есть представитель этого настоящего мира, они и не предполагают, что чиновник из Санкт-Петербурга живет в той же скучной и душной действительности.
Белинский считал, что целью Гоголя в «Ревизоре» было обличение уездного чиновничества, а образ Хлестакова только сюжетообразующий. Гоголь же многократно повторял, что Хлестаков — главное действующее лицо, был недоволен, как его играли и порывался сыграть сам. Белинский признал правоту Гоголя в конце жизни в частном письме.