Образ и характеристика Сони Мармеладовой и ее взаимосвязь с образом Раскольникова
Раскольников и Соня Мармеладова. В 1860 г. Добролюбов в статье «Черты для характеристики русского простонародья» писал о двух разрядах натур — «одни с преобладанием эгоизма, стремящегося наложить свое влияние на других, а другие с избытком преданности, побуждающим отрекаться от своих интересов в пользу других». Критик чрезвычайно проницательно наметил противопоставление, которое стало основным в композиции «Преступления и наказания». Речь идет о Раскольникове и Соне Мармеладовой, но не только о них. То, что Добролюбов назвал
В каждом человеке, считает писатель, одновременно таится и жертва, и палач. Таким его сделала сама природа. Но если возникает важнейшая нравственная проблема выбора,
Однако суть идеологических споров в «Преступлении и наказании» далека от однозначных решений. Достоевский вовлекает читателя в острейшую полемику по коренным вопросам мировоззренческого характера. Так, например, обстоит дело с проблемой бунта и смирения. В принципе ответ, казалось бы, ясен: бунт Раскольникова осужден, возвеличивается христианское смирение Сони. И все же для писателя далеко не все в бунте Раскольникова представляется ошибкой, да и весь роман не может рассматриваться лишь как апология смирения. С этой точки зрения важна оюжетная линия, связанная с Катериной Ивановной, особенно эпизоды, когда она, в свою очередь, поднимается до прямого бунта, выражая горькое сомнение в небесной справедливости. Отказываясь от предсмертной исповеди, Катерина Ивановна кричит: «На мне нет грехов!. Бог и без того должен простить. Сам знает, как я страдала!. А не простит, так и не надо!.» Это бунт, которому писатель ничего противопоставить не может. Аналогичная коллизия возникнет и в последнем романе Достоевского «Братья Карамазовы».