Роман Идиот одна из вершин творчества Достоевского и мировой литературы в целом. Его герой человек необразованный, ничему толком не обученный, больной, в течение долгих лет находившийся в состоянии полной потери сознания. Но именно он оказывается умнее и гуманнее остальных действующих лиц романа. Он способен проницательно решать самые трудные вопросы времени в тот момент, когда все остальные только говорят о праведных поступках, а на самом деле руководствуются исключительно эгоистическими желаниями.
Князь Лев Николаевич Мышкин в лучшем случае чудак. Он бескорыстен, ему чужды эгоистические страсти, особенно денежные. Он искренен, говорит только правду, он отзывчив и любит людей, сострадает им. Герой готов пожертвовать собой для. других целиком и полностью. Если сознание болезнь, то сам герой воплощение душевного здоровья. А общество, окружающее его, больно эгоизмом, страдает жаждой наживы, утопает во лжи и корыстолюбивых стремлениях. Герой Достоевского противопоставлен миру зла, он доверчив, как ребенок, у него чистая, непорочная душа.
Начиная работу над своим романом, Достоевский писал своей племяннице: Главная мысль романа изобразить положительно прекрасного человека, труднее этого ничего нет на свете, а особенно теперь.
В размышлениях над характером своего героя автор сопоставлял его с образом Дон Кихота Ламанчского. Наивное обаяние, присущее Мышкину и герою Сервантеса, роднит этих двух персонажей и делает их антиподами основной части общества, погрязшей в грехах и многочисленных пороках.
Но есть еще один образ, более важный для Достоевского, чем образ Дон Кихота, это образ Иисуса Христа. Само явление князя, жившего прежде где-то высоко в горах, далеко от людей, напоминает сошествие Христа к людям, в их кипящую страстями...

жизнь, где над чувствами властвуют деньги, где ложь и лицемерие правят бал, где даже близкие и родные разобщены и враждебны друг другу Все светлое и честное гибнет в этом мире, здесь оскверняется красота, а прекрасная женщина становится предметом купли-продажи.
Князь, как и Христос, выступает с идеалами, принципами, чуждыми сильным мира сего. Он искренне хочет помочь людям, обращается к ним с проповедью, с призывом дарить милостыню, братскую помощь, а окружающие не понимают его душевных порывов и принимают за сумасшедшего.
В жизненном поведении князя отражена библейская заповедь непротивления злу. Герой Достоевского не умеет защищаться, он верит в то, что в каждом человеке живет доброта, и он надеется, что эта доброта возьмет верх над темными сторонами характера человека и проявится. Но его не понимают: над ним издевается Лебедев и другие, его пытается убить Рогожин, а Ганя дает ему пощечину, на что сам Мышкии отвечает только странным укоряющим взглядом и прерывающимся голосом. Его оклеветали газеты, но князь прощения просить собирается.
Как святой, он чувствует вину за окружающих, за все зло, существующее в этом мире: Я еще не знаю, в чем именно виноват.
Основой жизни князя Мышкина является смирение. Читатели могут увидеть в этом смирении слабость и бессилие, действие по обстоятельствам или капитуляцию перед жизнью, но каждый так или иначе приходит к выводу, что его смирение деятельность, сила, способ преобразования и переделки мира.
Герой дорог автору, потому что он подает пример доброты, милосердия, искренне верит, что красота и любовь способны облагородить человека, сделать его лучше, приблизить его к совершенному идеалу.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Страсти и пороки в романе Достоевского «Идиот»