Образ Николая Ставрогина в романе «Бесы»
В романе «Бесы» рассматриваемый мотив также подготавливает момент окончательного подчинения Николая Ставрогина бесовскому началу. Мотив соблазна связан с событиями преступной жизни героя, дающего волю своим сладострастным желаниям, доходящим в нем до «до совершенного огня». Иван Шатов считает, что Ставрогин женился на Лебядкиной, прежде всего, по «сладострастию нравственному» (он вступает в брак после растления Матреши). В исповеди Ставрогин признается, что хотел как-нибудь искалечить свою жизнь, поэтому и женился на Хромоножке.
Причем, их смерть связана с соблазнением Лизы Тушиной, прельстившейся выдуманным Верховенским образом Ставрогина. Интересующий нас мотив предопределяет нежелание Лизы «воскресать» вместе с героем. «Кровопийца» Ставрогин оказывается «инертной массой», как и члены «пятерки», чувствующие, что «попали в паутину к огромному пауку». Герой, отказываясь от подвижничества, «бросается» в новое преступление, обрекая себя на гибель. Ставрогин нужен Верховенскому для реализации «обаятельной идейки» разрушения. Однако «политический обольститель» вовсе не нуждается в живом Ставрогине — ему нужен Иван Филиппович бог Саваоф, «в колеснице на небо» вознесшийся. Не случайно Верховенский несколько раз угрожает повесить Ставрогина. Рассматриваемый мотив подготавливает ситуацию смерти героя, попавшего под власть «паука» — Верховенского, торжествующего в «обезбоженном пространстве романа». В романе «Бесы» мотив соблазна способствует решению образа Ставрогина как нераскаявшегося грешника. Однако рассматриваемый мотив может быть связан и с образом святого, имеющего опыт греховной жизни.
Князь Мышкин в романе «Идиот» тоже приходит «к людям», чтобы исполнить свое дело. Встретив Настасью Филипповну и узнав ее грустную историю, он «набрасывается на деятельность». Ему кажется, что героиню можно спасти. Однако благодаря интересующему нас мотиву создается ощущение иллюзорности идеи спасения Настасьи Филипповны. Князь, уверяя героиню в своей любви и своем уважении, «был ослеплен» ее «демоническою красотою», «соблазнительным образом». Примечательно, что и «обольститель» Тоцкий, решив продать Настасью Филипповну Гане Иволгину, говорит с героиней об обновлении ее жизни. Кроме того, Настасья Филипповна понимает, что обольстила Мышкина. Не случайно свой отказ от брака с ним она объясняет тем, что не хочет уподобится Тоцкому. Именно Тоцкий вовлекает героиню в «пространство» греха. Но благодаря мотиву соблазна в романе создается ситуация, когда Настасья Филипповна получает власть над закоренелым сластолюбцем. Интересно, что через рассматриваемый мотив князь заключает с героиней своеобразную сделку в день ее именин. А после она напоминает Мышкину об его обещании жениться на ней, разрушает брак князя с Аглаей. Причем, Настасья Филипповна увлекает Мышкина в бездну: князь готов отдать душу и жизнь за героиню.
Не случайно канцелярист, увидев Настасью Филипповну в подвенечном уборе, кричит, что готов за нее «душу продать». Однако, по мысли Лебедева, Бог спас Мышкина от окончательной гибели. Примечательно, что и Настасья Филипповна временами невыносимо страдает от разговоров с князем: он доводит ее до того, что она иногда опять «видела кругом себя свет». Именно приближение к «свету» как бы опаляет героиню, впадающую в такие мгновения в неимоверную гордыню. Значимо, что она бежит с Рогожиным из-под венца, умаляя героя спасти ее и увезти от Мышкина. Но помимо всего к Рогожину Настасью Филипповну влечет соблазн самоубийства — гибели. В этом смысле героиня, отчасти, сближается с Ипполитом Терентьевым. Она понимает, что в Рогожине много «больной страсти», влекущей его к совершению греха, преступления. Об этом же догадывается и князь, хотя он и не хочет верить в то, что Рогожин «неспособен к свету». Причем, именно благодаря интересующему нас мотиву не может осуществиться мечта о примирении Мышкина и его крестового брата.
Смущаемый мыслью о Рогожине, князь отправляется к дому Филисовой. Тем самым он, отчасти, провоцирует нападение на него крестового брата. Однако Мышкин лишь на время подчиняется ужасному демону, не имеющему над ним абсолютной власти. Не случайно Рогожин так и не смог убить Мышкина в гостиничном коридоре. Мотив соблазна делает тщетными все попытки князя привести к «свету» Рогожина и Настасью Филипповну. Интересно, что проповедь рая на земле никого не преображает и в великосветском обществе. При этом, особо отмечается, что Мышкин находился под «обаянием прелести» своего первого впечатления о высшем свете. Отказываясь верить в свои предчувствия, герой соблазняется. Хотя Бог и спасает Мышкина от окончательной гибели, рассматриваемый мотив способствует дискредитации слов и поступков князя.