Образ Николая Ставрогина в романе “Бесы”

В романе “Бесы” рассматриваемый мотив также подготавливает момент окончательного подчинения Николая Ставрогина бесовскому началу. Мотив соблазна связан с событиями преступной жизни героя, дающего волю своим сладострастным желаниям, доходящим в нем до “до совершенного огня”. Иван Шатов считает, что Ставрогин женился на Лебядкиной, прежде всего, по “сладострастию нравственному” (он вступает в брак после растления Матреши). В исповеди Ставрогин признается, что хотел как-нибудь искалечить свою жизнь, поэтому и женился на Хромоножке.
После нескольких лет “угловой” Петербургской жизни он отправляется в губернию к матери, где совершив несколько гнусных поступков, заболевает белой горячкой. В болезни, явившейся следствием “нервного надрыва”, герой ведет себя как одержимый. Однако он не умирает и не сходит окончательно с ума: для Ставрогина остается возможность изменить свою жизнь. Не случайно позже герой ищет для себя исход в исповеди (при этом в главе “У Тихона” он отвергает единственный путь спасения – многолетнее тайное послушничество). Но Ставрогин множеством нитей связан с бесовским миром: в галлюцинациях героя пугает бесенок, наяву сеть вокруг него плетет Верховенский. Последнего тянет к Ставрогину его демоническая сущность. В борьбе за окончательное отлучение героя от Бога Верховенский прибегает к

третьему дьяволову искушению. В то же время он предлагает Ставрогину исправить искалеченную браком с Хромоножкой жизнь – убить Лебядкиных.
Причем, их смерть связана с соблазнением Лизы Тушиной, прельстившейся выдуманным Верховенским образом Ставрогина. Интересующий нас мотив предопределяет нежелание Лизы “воскресать” вместе с героем. “Кровопийца” Ставрогин оказывается “инертной массой”, как и члены “пятерки”, чувствующие, что “попали в паутину к огромному пауку”. Герой, отказываясь от подвижничества, “бросается” в новое преступление, обрекая себя на гибель. Ставрогин нужен Верховенскому для реализации “обаятельной идейки” разрушения. Однако “политический обольститель” вовсе не нуждается в живом Ставрогине – ему нужен Иван Филиппович бог Саваоф, “в колеснице на небо” вознесшийся. Не случайно Верховенский несколько раз угрожает повесить Ставрогина. Рассматриваемый мотив подготавливает ситуацию смерти героя, попавшего под власть “паука” – Верховенского, торжествующего в “обезбоженном пространстве романа”. В романе “Бесы” мотив соблазна способствует решению образа Ставрогина как нераскаявшегося грешника. Однако рассматриваемый мотив может быть связан и с образом святого, имеющего опыт греховной жизни.
Князь Мышкин в романе “Идиот” тоже приходит “к людям”, чтобы исполнить свое дело. Встретив Настасью Филипповну и узнав ее грустную историю, он “набрасывается на деятельность”. Ему кажется, что героиню можно спасти. Однако благодаря интересующему нас мотиву создается ощущение иллюзорности идеи спасения Настасьи Филипповны. Князь, уверяя героиню в своей любви и своем уважении, “был ослеплен” ее “демоническою красотою”, “соблазнительным образом”. Примечательно, что и “обольститель” Тоцкий, решив продать Настасью Филипповну Гане Иволгину, говорит с героиней об обновлении ее жизни. Кроме того, Настасья Филипповна понимает, что обольстила Мышкина. Не случайно свой отказ от брака с ним она объясняет тем, что не хочет уподобится Тоцкому. Именно Тоцкий вовлекает героиню в “пространство” греха. Но благодаря мотиву соблазна в романе создается ситуация, когда Настасья Филипповна получает власть над закоренелым сластолюбцем. Интересно, что через рассматриваемый мотив князь заключает с героиней своеобразную сделку в день ее именин. А после она напоминает Мышкину об его обещании жениться на ней, разрушает брак князя с Аглаей. Причем, Настасья Филипповна увлекает Мышкина в бездну: князь готов отдать душу и жизнь за героиню.
Не случайно канцелярист, увидев Настасью Филипповну в подвенечном уборе, кричит, что готов за нее “душу продать”. Однако, по мысли Лебедева, Бог спас Мышкина от окончательной гибели. Примечательно, что и Настасья Филипповна временами невыносимо страдает от разговоров с князем: он доводит ее до того, что она иногда опять “видела кругом себя свет”. Именно приближение к “свету” как бы опаляет героиню, впадающую в такие мгновения в неимоверную гордыню. Значимо, что она бежит с Рогожиным из-под венца, умаляя героя спасти ее и увезти от Мышкина. Но помимо всего к Рогожину Настасью Филипповну влечет соблазн самоубийства – гибели. В этом смысле героиня, отчасти, сближается с Ипполитом Терентьевым. Она понимает, что в Рогожине много “больной страсти”, влекущей его к совершению греха, преступления. Об этом же догадывается и князь, хотя он и не хочет верить в то, что Рогожин “неспособен к свету”. Причем, именно благодаря интересующему нас мотиву не может осуществиться мечта о примирении Мышкина и его крестового брата.
Смущаемый мыслью о Рогожине, князь отправляется к дому Филисовой. Тем самым он, отчасти, провоцирует нападение на него крестового брата. Однако Мышкин лишь на время подчиняется ужасному демону, не имеющему над ним абсолютной власти. Не случайно Рогожин так и не смог убить Мышкина в гостиничном коридоре. Мотив соблазна делает тщетными все попытки князя привести к “свету” Рогожина и Настасью Филипповну. Интересно, что проповедь рая на земле никого не преображает и в великосветском обществе. При этом, особо отмечается, что Мышкин находился под “обаянием прелести” своего первого впечатления о высшем свете. Отказываясь верить в свои предчувствия, герой соблазняется. Хотя Бог и спасает Мышкина от окончательной гибели, рассматриваемый мотив способствует дискредитации слов и поступков князя.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Types of syntagmatic relations.
Сейчас вы читаете: Образ Николая Ставрогина в романе “Бесы”