Тема грехопадения личности в романах Достоевского
Тема греха, совершенного под воздействием дьявольских сил, подчеркивается в романе и характерной деталью — дерево с дуплом. В пустых дуплах, по мнению суеверных людей, гнездилась всякая нечисть. У Афанасьева приводится поговорка: «Из пустого дупла — либо сыч, либо сова, либо сам сатана». Значимой пейзажной деталью является и место, где ранее Алеша, возвращаясь в монастырь «мрачной ночью», наткнулся на Дмитрия — «на перекрестке, под уединенной ракитой». Ракита — разновидность ивы, а ива являлась общераспространенной эмблемой
Лишь появление Алеши спасло его от этого намерения. Видимо, не случайно выбрана и фамилия одного из героев романа — Ракитин. Он хоть «семинарист и будущий богослов», по убеждению окружающих втайне метящий в архиереи, но в его душе кроется бесовское начало.
Косвенной
Облик Ферапонта перекликается с образом вяза. Он хоть и старик, но «сильный, высокий, державший себя прямо». Однако в характере Ферапонта твердость перерождается в косность, в воинствующий догматизм. Он всех уличает в грехах, непримирим даже к невинным человеческим слабостям. Но при этом Ферапонт не замечает, как сам впадает в грех гордыни, единственно себя считая истинным праведником. Он упрекает монахов в малейшем отступлении от догм Священного Писания. И в то же время его рассказы о том, как к нему является некий Святодух в виде синиц, ласточек или щеглов, говорящих «человечьим» языком, а также о том, что в вязе обитает божественная сущность, открывающаяся ему «в нощи», восходят к древним языческим поверьям. Он уверяет, что видит в кельях собратьев по монастырю пригревшихся там чертей, а оказывается, что они давно завладели им самим.
Дорога в скит, где поселился старец Зосима, пролегает «через сосновую рощу». Хвойные деревья (ель, сосна) связывались с представлениями о неизменности, долголетии или бессмертии, о тайне соприкосновения земного и высшего миров, где продолжают свое существование человеческие души. В бытовой и художественной культуре того времени эти деревья нередко сопровождали кладбищенские мотивы. Вспомним строки из элегии В. А. Жуковского «Славянка»: «И дремлют ели гробовые.» В «Евгении Онегине» А. С. Пушкина дается описание могилы Ленского, у которой «две сосны корнями срослись». На полотнах М. В. Нестерова, повествующих о скитниках, монашеском уединении («Пустынник», «Под благовест», «Великий постриг» и т. д.), неизменно присутствует ель или сосна; ведь уйти в монастырский затвор означало «умереть» для мира. И в то же время хвойные деревья на картинах Нестерова напоминали о бессмертии души, о ее устремленности к высшим, «горним» сферам. Аналогичную роль играют сосны в поэтике «Братьев Карамазовых».
Зато когда в «Преступлении и наказании» Свидригайлов перед самоубийством в поисках каких-нибудь отрадных впечатлений попадает в петербургский «увеселительный сад», где «была одна тоненькая трехлетняя елка и три кустика», это становится косвенным намеком и на скудость его духовных потенциалов, и на близость его гибели. Вместе с тем чахлый городской садик — словно насмешка современной цивилизации над исконными человеческими мечтами о гармоничном единении с богатой и щедрой природой. Даже цинику Свидригайлову в самый горький вечер перед самоубийством «стеши представляться цветы».
Хоть на минуту, в сонных грезах ему хочется забыться, представляя «прелестный пейзаж»: «светлый, теплый» Троицын день (по народным верованиям — праздник слияния с природой и с Божественной благодатью), уютный дом, окруженный зеленью и цветами. Но то, что даже во сне у Свидригайлова прекрасные, идилличные картины вдруг переплетаются с темой греха, преступления, смерти (образ девочки-самоубийцы), показывает, насколько опустошено его сердце, не способное ни верить в добро и справедливость, ни служить им.
В «Братьях Карамазовых» старец Зосима поведал, что к пониманию Бога он пришел через созерцание красоты и гармонии природного мира, и завещал: «Любите все создание Божие, и целое и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения».
В его келье рядом со старинными иконами — горшки с цветами. Недаром он утверждал, что в растениях и цветах скрыта «тайна Божия». В скиту и вокруг домика Зосимы «было множество редких и осенних цветов везде, где только можно было их посадить». Зосима вспоминал, как его брату Маркелу перед смертью с пронзительной остротой вдруг открылось, насколько прекрасен и неоценен другими покидаемый им мир; «.Жизнь есть рай, и все мы в раю, да не хотим знать того.». Цветы в поэтике Достоевского стали прообразом этого «земного рая».
В «Бедных людях» Варенька, благодаря Макара за подаренные горшки с цветами, писала: «У нас теперь словно рай в комнате». Зосима, заботливо разводя цветники, стремится напомнить людям, что при желании они могли бы сделать райской земную жизнь. А вот экзотические цветы в кадках, выставленные на лето на террасе, где поселился Мышкин («Идиот»), и неспособные постоянно вне теплиц существовать в суровом русском климате, с одной стороны, так же призваны создать имитацию «райских кущ», но с другой стороны, искусственность и недолговечность этого зеленого оазиса подчеркивает неподготовленность Мышкина к тому, с чем ему приходится сталкиваться, приехав из швейцарской лечебницы в Россию. Он сам — словно редкостный оранжерейный цветок, погубленный окружающей его жестокой действительностью.
В «Братьях Карамазовых» автор, рассказывая о ските Зосимы, делает акцент на «осенних роскошных цветах». Мотив красоты и увядания — психологическая параллель повествованию о последних днях и смерти старца, о неистощимости его духовной красоты. Но если бы читатель попытался зрительно представить скитские цветники, то на память бы скорее всего пришли астры и хризантемы — самые распространенные осенние цветы в русских садах того времени. Они одинаково бы вписались в лирический строй повествования Достоевского. Хризантема — по европейской традиции — цветок смерти и печали. Астра в переводе с латинского означает «звезда».
Образы этих цветов могли бы стать поэтичным дополнением рассказу Достоевского об Алеше, тоскующем ночью о потере наставника и поверяющем свою неизбывную скорбь матери-земле. А звезды в небе и окружавшие его цветы, похожие на звезды, словно старались утешить юношу, убеждая его в непреходящем значении всего лучшего, что воплощено в природе и человеке: «Над ним широко, необозримо опрокинулся небесный купол, полный тихих сияющих звезд. Осенние роскошные цветы в клумбах около дома заснули до утра. Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприкасалась со звездною.».
Внимание к таким, казалось бы, малозаметным деталям, как упоминания растений в романах Достоевского, вдумчивому читателю помогает глубже проникнуть в поэтический строй произведений и полнее осмыслить все нюансы их художественной концепции.