Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и нака­зание” раскрывается ряд общечеловеческих проблем: мо­жет ли человек во имя высокой идеи совершить преступ­ление, как после этого жить и откуда ждать наказания?
Главный герой романа, студент Родион Раскольни­ков (сама фамилия символизирует разрыв, раздвоение), поставлен перед дилеммой. Он видит мелкое, частное зло в лице старухи-процентщицы и убивает ее, но, оставшись один на один со своим преступлением, Родион понимает, что совершил нечто, противное жизни, не уменьшил зло на земле, а согрешил.

/> Для полноты решения проблемы Достоевский вводит в роман еще одного героя, Свидригайлова. Это “двойник” Раскольникова. Несмотря на то, что они как будто совер­шенно разные, уже при первой встрече Свидригайлов гово­рит: “Мы одного поля ягоды”. Каково эмоциональное от­ношение Раскольникова к своему двойнику? Отвращение.
Свидригайлов не боится угрызений совести. Это преступник и по закону (шулер, должник), это преступник и в духовном плане (грешник). О чем свидетельствует не­гативное отношение Раскольникова к человеку, который разделяет его убеждения, по сути дела является его от­ражением? О внутренней
борьбе в душе главного героя, борьбе добра и зла, Бога и демона.
Свидригайлов не видит в преступлении Раскольникова никакой трагедии, ободряет, успокаивает: “Не преступ­ник ты, на этой стороне остался, потому что человек”.
Сам Свидригайлов задушил в себе человека, освободил себя от “вопросов человека и гражданина”, перед кото­рыми остановился Раскольников. По вине Свидригайлова погибает девочка, умирает Марфа Петровна. Единствен­ное, в чем видит смысл жизни этот герой – сладострастие. И тем страшнее, тем убийственнее для Свидригайлова ока­залось настоящее чистое человеческое чувство – любовь к Дунечке. Он ужасается, понимает, что не имеет права на эту чистую любовь, что сам уже и не человек, не может возродиться, подняться: его добро уже не воспринимается миром. Ему остается наложить на себя руки. Поэтому До­стоевский показывает, что суд над Раскольниковым, его наказание – это наказание человеку.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Latin borrowing.