Как автор относится к Раскольникову?
Есть один закон —
Закон нравственный.
Свой роман «Преступление и наказание» Достоевский задумал еще на каторге, где он находился около четырех лет. За такой большой промежуток времени он сблизился с настоящими преступниками: грабителями, убийцами, ворами познал их жизнь. Он увидел людей, которые преступили через нравственные принципы и законы. Своими поступками эти люди бросили вызов обществу, поставив себя выше других. Черты таких личностей Достоевский воплотил в Раскольникове, раскрыв идеи наполеонизма, которые были сильно
Преступление,
— А тебе бы сразу весь капитал?
— Да, весь капитал, — твердо отвечал он.
Раскольников делит всех людей на «обыкновенных» и «необыкновенных», и преступить закон может лишь «настоящий человек», действуя на благо всему человечеству. Себя он возводит в число «избранных», то есть тех, которые, убив нескольких «ненужных» людей, принесут счастье многим. Но Достоевский не соглашается с ним, он уверен, что убийство не может быть ничем оправдано и само по себе он противоречит человеческой сущности. Для «защиты» своих интересов автор ввел в роман Разумихина, который смотрит на все происходящее реальным человеческим взглядом. Его доводы убедительны и понятны, и он, как любой нормальный человек, хочет, чтобы преступление было разгадано.
Раскольников, преклоняясь перед своей идеей существования людей «избранных» и «обыкновенных», сталкивается с вопросом, к какому типу людей он относится. Достоевский говорит, что Раскольников хочет узнать, кто он на самом деле, и его все больше начинает волновать вопрос не о счастье людей, а о том, «вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?» Убийство старухи-процентщицы — это самопроверка героя: выдержит он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он исключительным, избранным человеком, Наполеоном?
Будучи поглощенным своей идеей, Раскольников мечтает о роли властелина, то есть Наполеона, и одновременно с этим он хочет сделать много добрых дел, спасти человечество. Главным для него становится самопроверка. Он говорит Соне Мармеладовой: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живых соки высасывал, мне, в ту минуту, все равно должно было быть!»
Раскольникова захватывают идеи современного общества, идея «сверхчеловека», которому «все позволено». Достоевский, как известно, был противником этого; во время своего путешествия по Европе в 1862 году, он еще больше укрепился в мыслях, что самообожествление, опор на свой ограниченный разум, неминуемо ведут человечество к катастрофе, и лишь через христианство, через духовное очищение каждого человека, вопреки влиянию среды и условий его жизни, возможно прийти к братству.
Именно для представления этих идей, автор создал образ Сони — доброй, любящей, христиански смиренной девушки. Раскольникова и Соню судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников надеется на согласие, поддержку Сони, но она отвергает его теории и направляет его на путь покаяния, воссоединения с людьми и жизнью.
Соня убедила Раскольникова сдаться, но даже на каторге сначала его ненавидели и презирали, а Соню любили, это произошло так, потому что люди чувствовали, что Раскольников ставил себя выше них, но постепенно все изменилось.
«Они положили ждать и терпеть. Им оставалось семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько же бесконечного счастья! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она — она ведь и жила только одной его жизнью!.» «Их воскресила любовь.»
Большой ценой заплатил Раскольников за свои ошибочные убеждения, испробовав свою теорию на себе. Физически он убил другого, а духовно — себя. Но под влиянием любви он понял ложность своего путь. Благодаря заботе и любви близких, он смог «переродиться» и заново начать жизнь.
Достоевский в своем романе показал ошибочность и несостоятельность идей и мыслей главного героя, он опроверг его убеждения, провозгласив идею ценности любой человеческой личности.