Библия — книга, известная всему человечеству. Ве­лико ее влияние на развитие мировой художественной культуры. Библейские сюжеты и образы вдохновляли писателей, художников, музыкантов различных эпох и народов. Идеями христианства пронизано и творчес­тво многих известных русских писателей. Библейские легенды, образы использовали Л. Толстой и Ф. Достоев­ский, М. Булгаков и А. Куприн, А. Ахматова и О. Ман­дельштам, Шолом Алейхем и Ч. Айтматов, А. Блок и Б. Пастернак. В Библии речь идет о добре и зле, о правде и лжи, об утрате гармонии между человеком и Богом. В ней затронуты общечеловеческие проблемы. Недаром ее называют Книгой Книг. Без знания Библии невозможно осмыслить и понять ряд произведений, в том числе и ро­ман «Преступление и наказание».
По-разному относились и относятся к творчеству Ф. До­стоевского как читатели, так и критики. Многие считают Достоевского самым «трудным» классиком. Но, несмотря на это, читатели вновь и вновь обращаются к творчест­ву этого писателя. Произведения Достоевского интересны не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России середины 19 столетия. Главная заслуга писателя в том, что он поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие. Ответы на эти вопросы До­стоевский пытался найти, обращаясь к Новому Завету, повествующему о судьбе Иисуса Христа. Достоевский считал, что человек, совершивший грех, способен духов­но воскреснуть, если уверует в Христа, если примет его нравственные заповеди. По мнению писателя, Раскольни­ков, главный герой романа «Преступление и наказание», совершивший преступление, должен обратиться к Еван­гелию, чтобы найти ответы на мучающие его вопросы и постепенно духовно возродиться. Достоевский своим ро­маном доказывает, что насилие и добро — понятия несов­местимые. И даже если на путь насилия становится чело­век добрый, жаждущий изменить мир, избавить людей от страданий, он неизбежно принесет зло и себе, и другим.
Используя в романе «Преступление и наказание» биб­лейские легенды и образы, Достоевский размышляет о трагических судьбах мира и России. Во времена Достоев­ского была популярна идея революции как самого быстро и радикального средства переустройства страны. Но рево­люция неизбежно приводит к крови, к насилию, к жертвам. И революции нужны были такие люди, которые могли бы переступить через нравственные нормы. Идее революции Достоевский противопоставляет мысль о нравственном и духовном очищении человека. По мнению...Достоевско­го, огромную роль в этом должно сыграть христианство. Это обусловило появление в романе библейских мотивов. Образы из Библии перекликаются с образами романа.
Так, легенда о воскрешении Лазаря перекликается с судьбой Родиона Раскол ьникова. Комната главного героя уподобляется гробу. Именно под камнем он оставил на­грабленное у убитой старухи, а Христос повелевает «отнять камень», то есть раскаяться, освободить душу. На каторге Раскольников читает Евангелие — ту самую книгу, из ко­торой Соня читала ему о воскресении Лазаря. Судьба Сони, святой блудницы, перекликается с притчей о блуднице Марии Магдалине, прощенной Иисусом Христом. Соня пожертвовала собой во имя любви к ближним, она погубила себя, так ничего и не добившись. Но своей любовью, жа­лостью, состраданием, самопожертвованием, своей верой в Бога она спасает Раскольникова. Маляр Миколка тоже жер­твует собой: он принимает на себя вину, чтобы пострадать.
Есть в романе немало деталей, неслучайных слов, цифр, связанных с библейскими мотивами. Так, «крот­кая», «безответная» Соня поселяется у Капернаумова. А Мария Магдалина жила недалеко от этого селения в Галилее, которое любил Иисус Христос. Цифры в ро­мане — одна из тайн Достоевского, который считал, что каждая цифра имеет определенное значение. Ряд цифр перекликается с библейскими сюжетами. К примеру, Свидригайлов за три дня достает билет за границу, пред­лагает деньги, чтобы помочь Раскольникову бежать: он считает возможным бежать от совести. Достоевский не случайно выделяет число «четыре». Это число тоже от­носится к библейской числовой символике (четыре ва­рианта Евангелия). После преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Рас­кольникову, Лазарь был мертв четыре дня. Кроме того, эта история помещена в четвертом Евангелии от Иоан­на. Читая внимательно роман, можно обратить внимание и на другие моменты, имеющие отношение к Библии.
«Я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не могу и не хочу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». Так считал Ф. Достоевский. Пытаясь разобраться в вечных проблемах добра и зла, милосер­дия, справедливости, ответственности человека за соде­янное, он обращается к Библии. Библия — единственный путь к спасению, по мнению Достоевского. В последних словах романа звучит вера в возрождение души преступ­ника. Это и вера в возрождение всей России.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Евангельские мотивы в романе Достоевского «Преступление и наказание»