Образ Христа в поэме Блока “Двенадцать”

Образ Христа в “Двенадцати” связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее – с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей аналогичными тем, о которых уже говорилось в связи со “Скифами”. Блок рассуждал примерно так: с победой христианства, как более прогрессивного по сравнению с язычеством культа, погибла Римская империя, погибло варварство. Христианство – новая эра, новая страница в истории человечества, и она связана с именем Христа.
Октябрьская революция тоже открыла новую страницу,- значит и теперь должен быть какой-то свой Христос, который олицетворял бы новое направление жизни. Вскоре после завершения “Двенадцати” Блок написал статью о “римском большевике” Катилине (“Катилина”); в статье есть такие слова: “В его время подул тот ветер, который разросся в бурю, истребившую языческий старый мир. Его подхватил ветер, который подул перед рождением Иисуса Христа, вестника мира”. (Вспомним, что с шумом ветра вошел в сознание Блока Октябрь). Иисус Христос в поэме Блока ничего общего не имеет с Христом церкви и богословов: он – символ святости революции, а не бога. В работах о Блоке возник спор: для кого Христос – для Блока или для красногвардейцев? То есть – если Блок не был верующим, то городская голытьба, выступившая на борьбу со старым миром, не рассталась еще с верой в бога. Но ведь для Блока было важно и героев поэмы связать с его пониманием Христа. И суть дела не только в том, что и Блок и красногвардейцы ненавидят попов (“Напились они, попы, нашей крови, как клопы”,- говорят они в черновике поэмы), но и в том, что герои отвергают и Христа. Блок сознательно подчеркивает безверие своих героев. В этом может убедить, в частности, сопоставление разных вариантов поэмы. Так, в черновых набросках было:
– Эх, вьюга какая, спасе!
– Где ты спаса видел, Вася?
– Вопрос мог быть истолкован двояко – и как насмешка над Васей, и как заинтересованность – где же он, этот спас? В окончательном варианте – уже чистая насмешка, больше того – упрек Петьке:
– Ох, пурга какая, спасе!
– Петька! Эй, не завирайся От чего тебя упас
– Золотой иконостас?
Строка. “И идут без имени святого” в черновом варианте звучала иначе: “И идут без имени и слова”. Как видим, и здесь поэт решил подчеркнуть безверие красногвардейцев.
Ценность поэмы “Двенадцать” заключается в том, что в ней дано сатирическое обличение старого мира и вдохновенно воспет революционный подвиг народа. Поэма устремлена в будущее. В ней нет ни одной фальшивой ноты, что дало Горькому основание высоко оценить ее. Характеризуя романтическую литературу как “верующую в завтрашний день”, сквозящую “сиянием будущего”, Горький писал: “Современный литератор должен быть романтиком и писать примерно так, как написана поэма Блока “Двенадцать”, произведение, которое не позволяет рассматривать себя с точки зрения хулы или хвалы действительности”.
Жизнь сразу же сказала свое веское слово о поэме. Ряд ее строк стал революционными лозунгами, на домах Петрограда висели плакаты со стихами из “Двенадцати”:
– Мы на горе всем буржуям
– Мировой пожар раздуем.
– Революционный держите шаг!
– Неугомонный не дремлет враг!
Поэму издают во многих городах страны – не только в Петрограде и Москве, но и в Киеве, Тифлисе, Баку, Одессе, Харькове, Чите и др.; в районах, захваченных белогвардейцами и интервентами, она распространялась как прокламация. Интересен и такой факт. В 1922 году в г. Сумы возникла первая пионерская организация. Задумались дети, как ее назвать. Один из пионеров воскликнул: “Вот я прочитал недавно в красноармейской газете, которую дядя привез с фронта: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем!”
После небольшой дискуссии приняли решение: “Назовем наш союз “Мировой пожар раздуем!” И вывели эти слова мелом на двери особняка, в котором разместилась организация В августе 1922 года, в годовщину смерти Блока, в газете “Одесские известия” была напечатана статья Эдуарда Багрицкого, в которой поэма оценивалась как яркое революционное произведение: “В то время, когда русская интеллигенция и возглавляющие ее писатели впали в ничтожество, трусливо ежась у старого запечья, А. Блок первый увидел за кровью, забрызгавшей улицы, за низким густым дымом пожаров и огнем выстрелов ясный лик революции. Он олицетворил ее в облике Христа, несущего миру новое учение. Это Христос-социалист, идущий под красным флагом впереди 12 красногвардейцев – апостолов нового мира, через кровь и грязь к неистребимой вере мирового освобождения”.
В лагере врагов поэма “Двенадцать” вызвала взрыв злобы. Блока обвинили в “патологическом кощунстве”, во “вторичном распятии Христа” и т. п. Но ничто не могло помешать революционному звучанию своеобразнейшего произведения поэзии.
Поэма “Двенадцать” оказала большое влияние на развитие литературы. Ее интонации мы слышим в поэме Маяковского “Хорошо”, особенно в 7-й главе, в которой описывается стихийное движение крестьянства в революции. Однако здесь заметна и полемика с Блоком. Изображая крестьянское движение теми же средствами, что и движение городской голытьбы в поэме Блока, Маяковский как бы говорил, что с Блоком его сближает правдивое отражение фактов, в раскрытии же организующей силы революции Блок и Маяковский расходились: первый из них поставил во главе борцов революции – Христа, второй гениально подытожил:
– Этот вихрь, от мысли до курка, и постройку,
– и пожара дым прибирала партия к рукам, направляла, строила в ряды.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Научно педогогическое исследования.
Сейчас вы читаете: Образ Христа в поэме Блока “Двенадцать”