И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать»)
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
Я больше нет городового —
Гуляй, ребята, без вина!
А. Блок
Александр Александрович Блок жид и творил на рубеже двух эпох — периода подготовки и осуществления революции.
Он был последним великим поэтом завершающегося XIX века, и его именем открывалась новая страница мятежной российской истории.
Писать зрелые стихи Блок начинает к периоду первой русской революции и последовавшей за ней реакцией, а поэма «Двенадцать» была создана в 1918 году. За это время художественная
Начинал свой творческий путь Александр Александрович как поэт-мистик. Главной темой его дореволюционных стихов была возвышенная «неземная любовь к «Прекрасной Даме» — символу вечной женственности и красоты, а потом его захватила «музыка революции». Сам поэт признавался, что его жизненный и творческий путь был «среди революций». «Не может сердце жить покоем!»-восклицал он.
Наступала переломная эпоха. Рушился старый, привычный и ненавистный мир, и Блок мастерски сумел отразить это в поэме «Двенадцать». Самое начало произведения
Черный ветер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!
Человеческие страсти и разбушевавшаяся стихия действуют в унисон, разрушая все отжившее, косное, олицетворяющее старый уклад:
Черное, черное небо.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди.
Черная злоба, святая злоба.
Товарищ! Гляди
В оба!
Как атрибуты отжившего, никчемного мира отвергнуты «вития и «долгополый поп», барыня и буржуй. Отряхивая с себя эти «осколки» погибшего общества, «идут двенадцать человек». Кто они — строители будущего или жестокие разрушители? Блок правдиво показывает этих бойцов.
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни, «
Кругом — огни, огни, огни.
В зубах — цыгарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз.
В поэме двенадцать глав, каждая из которых имеет свой ритм, даже мелодию — от разгульно-кабацкой песни в начале поэмы до чеканного, четкого ритма в конце.
Снег кружит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит —
Електрический фонарик
На оглобелъках. Ах, ах, пади!.
И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль-
Поэт осознает, что старый мир канул в вечность, возврата к нему нет. Сама стихия с ее пронзительным ветром на стороне разрушителей.
Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся.
Блок показывает революционную стихию как бессознательную, слепую силу, разрушающую не только ненавистный старый мир, но и простые человеческие отношения. В этой круговерти гибнет Катька, но даже оплакать ее Петьке не дают:
Не такое нынче время.
Чтобы няньчиться с тобой!
Критика обвиняла Блока в том, что он увидел в революции только разрушительные начала и никакого созидания. Да, это самая таинственная его поэма. Почему впереди двенадцати идет Иисус Христос? Неужели поэт принял вс