Двойственная сторона революции в поэме Блока «Двенадцать»
1. Краткие биографические сведения.
2. Отражение революционной эпохи.
3. Тема революции в поэме.
4. Двойственные стороны революции Блока.
5. Реакция читателей на появление поэмы, и мнение В. В. Маяковского.
Блок родился в ноябре 1880 году в Санкт-Петербурге. Писатель вырос в семье своего деда известного ботаника А. Н. Бекетова. В семье очень любили литературу, почти все сами писали и занимались переводами. Именно в такой литературной семье и вырос великий поэт. В 1898 году Блок оканчивает гимназию, поступает в Петербургский университет,
В 1905 году многие темы и мотивы ранней лирики Блока начинают претерпевать серьезные изменения, у поэта появляются социально-политические, идеи. Теперь поэт смотрит на жизнь не как влюбленный юноша, а как уже состоявшийся критик действительности,
Блок предчувствовал ближайшее наступление революции, так как прежний мир стал не соответствовать движению жизни. А главное то, что в тот период времени сам мир стал не просто жестоким и бесчеловечным, но и ощущалось в нем постоянное нарастание народного волнения, которое было необратимо и неуправляемо. Революция как таковая является уже неизбежным результатом этого народного безумства и стремления изменить жизнь к лучшему. Поэма «Двенадцать» была написана в 1918 году. Она стала гимном революции, как некая песнь славы и преданности одной идее.
Октябрьская революция в поэме «Двенадцать» представляет собой стихийное проявление и противостояние социальных низов общества политическому строю того времени. У Блока эта революция показана как безумное действие захватывающее и поглощающее весь мир:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
Революция у поэта не может существовать классово, так как на это влияет ее стихийность. Поэтому «неугомонный враг» в поэме так и не показан. В поэме есть только одно единственное убийство и не буржуя, стоящего на перекрестке, а убийство Катьки. Так поэт показывает эту стихийность, которая проявляется в необузданном, неуправляемом стремление убивать и рушить.
Уж я ножичком
Полосну, полосну!.
Силы, которые руководят этой революцией, различны. Блок показывает, что сама по себе она имеет две стороны, как положительную, так и обратную — отрицательную. С одной стороны, революция необходима для восстановления справедливости, а с другой — она же способна подтолкнуть людей и к плохим, необдуманным поступкам — мародерству, вандализму:
Эх, Эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
Носителями идеи революции в поэме «Двенадцать» являются красногвардейцы, и их поступки тоже двойственны. Именно они вершат справедливую расправу с буржуазией, и им же принадлежит бессмысленное убийство Катьки. Они держат революционный шаг, но в то же время могут и «ножичком полоснуть».
Революция у Блока с одной стороны предельно обобщена. В поэме действующие лица обыкновенные простые люди — это какой-то писатель, Петька, Ванька, барыня в карауле, Катька, главная действующая сила, двенадцать красногвардейцев, имена которых неизвестны. А с другой стороны, для поэта революция — это общечеловеческая катастрофа. Соответственно, масштаб поэмы столь же велик — начиная от всей вселенной и заканчивая конкретным человеком, его внутренней сущностью, его душой.
Революционная стихия разрушает старый мир, но после такой революции так и не рождается, как утверждает Блок, «третья правда». Впереди, как не вглядывается поэт, больше ничего нет, а сзади остался только «старый мир, как пес бездомный». И на вопрос:что впереди? — нет ответа.
Описывая все эти картины разрушения и уничтожения прошлой действительности, Блок одновременно подчеркивает и святость такой революции. Так, самих красногвардейцев, которые несут смерть старому миру, неожиданно возглавляет сам Христос.
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,.
В белом венчике из роз —
Впереди — Иисус Христос.
Таким образом, получается, что у Блока святыня и грех постоянно сливается во что-то единое. Читыая поэму «Двенадцать» читатель постоянно сталкивается с тем, что все красногвардейцы очень часто, на протяжении всей поэмы, отрекаются от Христа:
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Поэт неоднократно подчеркивает в своей поэме, что красногвардейцы идут без креста: «Эх, эх, без креста!». Двенадцать красногвардейцев постоянно пытаются отречься от Христа. Но ведь именно Христос — символ нравственности русского народа и он не покидает красногвардейцев. Это и есть еще одна двойственная сторона поэмы Блока «Двенадцать». Сам поэт не ожидал такого финала: «Мне тоже не нравиться конец «Двенадцати», но я бы хотел бы, чтобы этот конец был другой. Когда я закончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел я Христа.». Прочитывая еще раз поэму, понимаешь, что главное-то здесь находиться над самой стихией, над всем этим безумством — это Исус Христос, который в итоге должен привести «двенадцать» к возрождению и святости.
Читательская публика очень бурно встретили поэму Блока «Двенадцать». Произведение получило сразу две различные группы отзывов. Кто-то говорил, что поэма «Двенадцать» — это гимн революции, а кто-то, наоборот, утверждал — что это проклятие революции. Двойственность поэмы Блока чрезвычайно точно подметил и проанализировал В. В. Маяковский в своей «Оде революции»:
Тебе обывательское
— О будь ты проклята трижды! —
И мое,
Поэтово — О четырежды славься, благосвенная!.
По мнению Маяковского, революции происходят по объективным законам истории — настоящий мир слишком стар, душен и бесчеловечен. В том старом мире Блока видно нарастание народной стихии, которая в итоге становиться неуправляемой. В своей статье «Умер Александр Блок» Маяковский пишет: » Блок честно и восторженно подошел к нашей революции в совей знаменитой поэме «Двенадцать». И главное здесь то, что поэт все таки встал на сторону октябрьской революции и воспел ее в своем наилучшем произведении — в поэме «Двенадцать».