Социальные мотивы в лирике А. Блока

Поэтическое творчество А. Блока — од­ного из величайших поэтов в истории рус­ской лирики — было насыщено духом со­временной ему эпохи, противоречивой, тревожной, пронизанной ощущением близкой катастрофы. Его поэзия стала во­площением духовных исканий русской интеллигенции того времени, разочаро­ванной в вековых идеалах, ненавидящей настоящее, жаждущей обновления. Надо сказать, что герой ранних произведений Блока, к примеру, цикла о Прекрасной Да­ме, предстает несомненным индивидуа­листом, далеким от жизни общества. Воз­вышенная

любовь к идеальной деве не оставляет места для политических страс­тей. Но затем, сформировавшись как по­эт, Блок открыл для себя мир внешний, мир «бурь и тревог» своего времени — ибо настоящий художник не может стоять в стороне от жизни, не может быть вне времени и вне пространства.
По словам самого Блока, чувства каж­дого истинного поэта, а значит, и вся его поэзия, вплоть до ритма и размера его стихов, «внушены его временем». Стихи самого, казалось бы, отвлеченно-симво­лического характера часто обусловлены событиями жизни.
«Все ли спокойно в народе?» — так, в форме вопроса, звучит название од­ного
из ранних стихотворений Блока. Народ неспокоен — он «власти не хо­чет», он говорит «о новой свободе». Не­определенность, неясность, условность поэтической ситуации отражают харак­терную для Блока поэтику символизма. Эти стихи еще нельзя отнести к собст­венно гражданской лирике, но уже в них проявляется процесс зарождения в твор­честве поэта социальных мотивов. Впер­вые же они остро и четко представлены в стихотворении «Фабрика». Картина фабричной жизни также обрисована в символистских тонах, но тем не менее социальная направленность произведе­ния не оставляет сомнения, и она — в противопоставлении мира рабочих и мира хозяев:
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели. Для стихотворения «Из газет» Блок взял подчеркнуто прозаическое назва­ние: перед нами — случай из жизни. И хотя автор ничего не говорит о причи­нах самоубийства героини, но очевид­но, что это еще одна жертва «страшного мира».
«Поднимались из тьмы погребов» — стихотворение о пробуждении в народе недовольства, желания изменить свою жизнь. Что будет с теми, кто смотрит на происходящее из окон экипажей? Что будет с героем и его средой? Поэт без страха глядит на движение потока:
Пусть нас заменят новые люди.
Гнева и презрения к обществу, которо­му чужды идеалы и красота, исполнено стихотворение «Я вам поведал незем­ное». Герой напрасно ищет в мире про­явлений высокого духа:
Я вижу: ваши девы слепы,
У юношей безогнен взор.
В 1905 году Блок пишет два стихотво­рения, в которых он в поэтической фор­ме выражает идею свержения самодер­жавия как историческую необходимость. Предчувствие близкой катастрофы уси­ливается с помощью повторов оборотов «еще» и «еще не»: «Еще прекрасно серое небо, еще безнадежна серая даль.», и во втором стихотворении: «И голос чер­ни многострунный еще не властен над Невой».
«Сытые» — образец социальной сати­ры, в котором автор рисует мир «важных чрев». Их жизнь скудна и скучна. Блок сравнивает ее с прогнившим хлевом, об­реченным на разрушение. Знаменатель­но, что герой не ратует за революцион­ное насилие, предлагая иной, «естест­венный» выход:
Пусть доживут свой век привычно —
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям — неприлично
Их старой скуке подражать.
Чувство разочарования в революцион­ном движении, горечь поражения опре­деляют звучание последующих стихов Блока. Он горько замечает:
Так. Буря этих лет прошла.
Мужик поплелся бороздою.
Но еще долго в поэзии его будут зву­чать призывы:
Эй, встань и загорись и жги!
Эй, подними свой верный молот.
Мир поэзии Блока — это мир города, мир Петербурга. Городские пейзажи, картины и в жизни горожан передают об­щую атмосферу эпохи. Город не только фон, но и действующее лицо. В творче­стве Блока, продолжающего традицию европейского символизма, он предстает как душа всего мира, его сущность. Го­род полон повседневной прозы, питаю­щей поэзию, на его улицах звучит то многоголосие, которое освежает язык литературы. Сюжет блоковских стихов во многом определяется ситуацией города. Его Петербург («всемирный город», как называет его сам автор) тоже в какой-то степени город-спрут, уродующий судьбы людей:
Да и меня без всяких поводов
Загнали на чердак.
Никто моих не слушал доводов,
И вышел мой табак.
Отверженные его поэзии — обитатели подвалов и чердаков:
Что на свете выше Светлых чердаков?
Вижу трубы, крыши Дальних кабаков.
Город — место, где гибнут люди, где человек обречен на тяжкий труд, нужду, болезни. И в то же время город — оби­тель «сытых», нищих духом. Примеча­тельно, что в стихотворении «Поэты» Блок выносит место действия за преде­лы города:
За городом вырос пустынный квартал
На почве болотной и зыбкой.
Там жили поэты.
Тем самым автор открыто противопос­тавляет два мира — мир обывателей и мир людей искусства:
Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцей,
А вот у поэта — всемирный запой,
И мало ему конституций!
В 1917 году Блок пишет:
Да. Так диктует вдохновенье,
Моя свободная мечта.
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
Поэт романтического склада, Блок про­возглашает: «В эпохи бурь и тревог душа поэта также преисполняется бурей и тре­вогой». И всем своим творчеством он стремился доказать это. Он остро чувст­вовал наступление катаклизмов в жизни страны. Всем телом, всем сердцем он вслушивался в гул эпохи. Его поэзия — результат этого процесса мировоспри­ятия. В ней нам явлен образ мира, где нередко царит нищета и несправедли­вость, злоба, насилие, рабство, где стра­даниями одних достигается сытость дру­гих. Общий пафос поэзии Блока можно определить как романтико-революционный, — конечно, с символистским уклоном. И, хотя его произведения да­леки от революционно-агитационной лирики Маяковского, сам поэт всегда на стороне слабых и страдающих.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Социальные мотивы в лирике А. Блока