«Да в чадах к родине любовь зажгут отцов могилы» (по оде «Певец во стане русских воинов»)

Сли по стихам В. А. Жуковского попытаться создать образ автора, то нетрудно представить себе погруженного в размышления, вечно опечаленного и тоскующего человека, угнетенного скорым расставанием с земными радостями. Но на самом деле Жуковский был другим. Ему были присущи исключительное трудолюбие, упорство, воля, удивительная крепость духа и твердость характера. Мягкость и меланхолическая поэтичность его натуры сочетались с прочными нравственными принципами, которыми о не поступался в самых сложных жизненных ситуациях. Поэт активно участвовал

в общественной жизни. Не остался в стороне от национального подъема в 1812 году, вступив в московское ополчение. Это был самый трудный и героический период войны с Наполеоном. Во время Бородинского сражения Жуковский находился на поле боя, и впечатления от битвы нашли отражение позднее в мемуарном письме («Бородинская годовщина», 1839) и в ряде поэтических произведений. После того как русская армия оставила Москву, Жуковский участвовал в знаменитом Кутузовском марш-маневре, который и завершился Тарутинским сражением. Его патриотические чувства с большой силой выражены в стихотворениях, лучшим из которых по
праву считается «Певец во стане русских воинов» (в первой публикации это стихотворение было напечатано с подзаголовком: «Писано после сдачи Москвы перед сражением при Тарутине»).
В этой романтической оде певец, подобно древнему Бояну, поет славу воинам. Возвышенная и чувствительная душа певца обращена к предкам и к героям-современникам. Давно нет в живых многих славных воинов и «пламень ржавчины сожрал их шлемы и кольчуги», но «дух отцов воскрес в сынах». Певец, собравший на поле недавней брани воинов, оставшихся в живых, призывает друзей наполнить свои кубки и поднять их в память о ратных подвигах дедов и отцов.
Он вспоминает дни славных побед русского воинства под предводительством великих князей Киевской Руси, и перед нами проходит череда реально существовавших исторических деятелей.
Святослав — великий князь киевский. Древние летописи хранят речь великого князя, обащенную к воинам во время похода против греков: «Не посрамим земли русской, ляжем костьми.» Воины, одушевленные словами и примером вождя, устремились на многочисленного неприятеля и одержали победу. Дмитрий Донской вошел в историю как великий князь, одержавший в 1380 году в Куликовской битве победу над монголо-татарами и их ханом Мамаем. Упоминает певец и «чету двух соименных» — царя и великого князя Московского Ивана III и русского царя Ивана IV. Гордится он и победами Петра I, особенно победой над шведами, одержанной в 1709 году под Полтавой. Это сражение навсегда решило участь России. «Обыкновенные последствия войны, — писал в примечаниях Жуковский, — суть всеобщее опустошение и грабительство; но сей знаменитый день был виною благополучия многих миллионов, увенчав труды, подъятые Великим Петром для преобразования своего Отечества. Дерзкий Карл, ворвавшийся в пределы российские с непобедимым войском, едва мог спастися бегством с немногими спутниками.» Восхищается полководческим гением «вождя победы, грозы турок и сарматов, избавителя Италии» Суворова, который окончил свои славные Дни, но дух его, по мнению поэта, «еще предводит полками. и вливает новое мужество в сердца воинов».
Воздав должную хвалу героям минувших лет, певец на поле брани посвящает кубок Отчизне («Отчизне кубок сей, друзья!»), окидывает взглядом «поля, холмы родные, родного неба милый свет, знакомые потоки.» — все, что дорого сердцу каждого воина, и призывает их: «На вражьи грянем силы» за «милый дом», «сонм друзей бесценный», «за царский трон, и прах царей», за «предков прах священный». Поэт поет славу «ратным и вождям», своим товарищам по оружию, восхваляет их мужество, смелость, стойкость, пренебрежение к опасностям ратной жизни. Он восхищается личными качествами и мудростью полководца Кутузова, — «бодрого вождя», «героя под сединами», который ведет свои полки к победе, разделяя с войском и радости побед и тяготы воинской жизни, — «вихрь, и дождь, и труд».
Далее певец поднимает хвалебные кубки в честь прославленных генералов — участников Отечественной войны 1812 года. В этом славном ряду: «Ермолов, витязь юный.», «Раевский, слава наших дней. с отважными сынами.», Коновницын, Платов, Бе-ненгсен, Остерман, Пален, Тормасов, Дохтуров, Багговут (к строкам о К. Ф. Багговуте относились слова Жуковского: «Стихи сии сочинены прежде Тарутинского сражения. Багговут был первою его жертвою»), Воронцов, Щербатов, Строганов. Звучит «хвала бестрепетных вождям» — виднейшим командирам партизанских отрядов: Фигнеру, Давыдову («Давыдов — пламенный боец. в мире счастливый певец вина, любви и славы»). Ему вторят воины:
Вожди славян, хвала и честь!
Свершайте истребленье,
Отчизна к вам взывает: месть!
Вселенная: спасенье!
Также поэт посвящает «кипящий кубок. вождям, сраженным в бое»: Кульневу, Кутайсову, Багратиону:
И честь вам, падшие друзья!
Ликуйте в горней сене;
Там ваша верная семья —
Вождей минувших тени.
Воздав должное героям, певец поднимает кубки за земные непреходящие ценности (любовь, дружбу, отчий дом) и призывает к мщенью «злодею», лестью приманившему «к Москве свои дружины». Он посвящает также «кубок чистым музам в дар. Они в героя вливают бодрость, славы жар, и месть, и жажду боя».
Себя же певец отождествляет с Бояном — великим стихотворцем, который своими песнями возбуждал мужество славянских воинов. Именно в этом и сам Жуковский видит призвание и
Назначение поэта в дни тяжелых испытаний. И действительно, ода «Певец во стане русских воинов» (1812), получившая широкое распространение в русской армии, принесла Жуковскому славу «Русского Тиртея» и служила целям военно-патриотической агитации в русской армии.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Да в чадах к родине любовь зажгут отцов могилы» (по оде «Певец во стане русских воинов»)