Наука и культура рубежа веков
Начало XX столетия стало временем глобальных естественнонаучных открытий, особенно в области физики и математики. Самыми важными из них стали изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование феномена радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание квантовой теории , специальной и общей теории относительности.
Прежние представления о строении мира были полностью поколеблены. Идея познаваемости мира, бывшая прежде непогрешимой истиной, подверглась сомнению. Прежние
Подразумевалось, что однажды наука достигнет вселенского всеведения, сумеет понять и подчинить человеческому разуму весь мир. Новейшие открытия совершенно противоречили
Открытия Альберта Эйнштейна внесли еще более радикальные поправки в прежние общемировоззренческие представления. Согласно им любая система отсчета неабсолютна, а сфера ее применения ограничена рамками частного случая. Центр и периферия процессов относительны и склонны к перемене мест. Массы, движущиеся относительно друг друга, становятся объектом внимания физики и механики. Менялось и понимание исторических процессов.
Незыблемая модель исторического прогресса, базировавшаяся на представлениях о линейной зависимости причин и следствий, сменилась пониманием условности и приблизительности любой логики. Причины и следствия осознавались не как эмпирическая реальность, но как феномены сознания, познающего мир. Историки XIX века считали развитие человечества во времени как процесс целесообразный и одновременно бессознательный, который совершается через людей, однако помимо их воли. При таком видении человек видится не более чем песчинка в неукротимом историческом потоке.
Истории людей отводилась роль строительного материала, тогда как история общественных институтов, религиозных движений, борьбы социальных сил выводилась на передний план. Кризис исторических представлений выразился в утрате универсальной точки отсчета, того или иного мировоззренческого фундамента. Недаром великий немецкий философ и филолог Ф. Ницше произнес свою ключевую фразу: «Бог умер». Она говорит об исчезновении прочной мировоззренческой опоры, обозначая наступление эры релятивизма, когда кризис веры в единство миропорядка достигает своей кульминации. Этот кризис во многом способствовал поискам русской философской мысли, переживавшей в тот период небывалый расцвет.
В. Соловьев, Л. Шестов, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов и многие другие философы оказали сильнейшее влияние на развитие разных сфер русской культуры. Кое-кто из них проявил себя и в литературном творчестве. Важным в русской философии того времени было обращение к гносеологической и этической проблематике. Многие мыслители фокусировали свое внимание на духовном мире личности, трактуя жизнь в таких близких литературе категориях, как жизнь и судьба, совесть и любовь, прозрение и заблуждение. Общими усилиями они приводили человека к пониманию многообразия реального, практического и внутреннего, духовного опыта.
Серьезные перемены постигли и искусство. Рост городского населения в России, улучшения в области народного просвещения и стремительное обновление технических средств, обслуживавших искусство — все это привело к стремительному росту зрительской и читательской аудитории. В 1885 году в Москве открылся частный оперный театр С. И. Мамонтова; с 1895 года быстро развивался новый вид искусства — кино; в 1890-е годы началась деятельность Третьяковской галереи и Московского Художественного театра. Это свидетельствовало о динамичном разрастании аудитории, приобщенной к искусству, и, как следствие, возросшем резонансе событий культурной жизни.
Возможности искусства существенно возрастают, усиливается его влияние на духовную жизнь страны. Однако у всего вышеперечисленного была и обратная, не самая приглядная, сторона. Параллельно высокому искусству в России развивалась так называемая массовая, «китчевая», культура. Логично, что это стало причиной возникновения и сопутствующих «художественному рынку» атрибутов: коммерциализация искусства, внимание прессы к частной жизни художников; самореклама части творческой интеллигенции вплоть до провоцирования шумных скандалов. В противовес массовой культуре появилось элитарное искусство, изначально ориентированное на чрезвычайно узкие круги ценителей.
Искусство и литература разделялись на конфликтующие полюса, раскалывались на разнородные течения и группировки. Другой заметной особенностью искусства начала века было усиление контактов с мировой культурой. К концу XIX века русская культура была вписана в контекст мировой. Безусловными международными авторитетами стали А. Пушник, Ф. Достоевский, Л. Толстой, П. Чайковский. К началу XX века любое заметное явление зарубежной культуры немедленно становилось и достоянием русской и наоборот.
Такому широкому взаимообмену русской и европейской культур способствовали бурная переводческая деятельность писателей и меценатство российских промышленников. Так, первое издание романа М. Горького «Мать» было осуществлено на английском языке, тогда как многие другие его произведения выходили одновременно на русском и немецком языках. Нередко книги иностранных писателей издавались сначала в русском переводе и лишь затем — на их родном языке. Все это способствовало более свободному обращению русского искусства к опыту мирового, что значительно обогащало. Кардинально изменились картины художественных направлений и течений.
Прежний плавный переход от одной стадии к другой, когда на определенном этапе литературы господствовало какое-нибудь одно направление, ушел в небытие. Теперь разные эстетические системы существовали одновременно. Параллельно друг с другом развивались реализм и модернизм — самые крупные литературные направления. Но при этом реализм представлял собой сложный комплекс нескольких «реализмов».
Модернизм же отличался крайней внутренней нестабильностью: различные течения и группировки непрерывно трансформировались, возникали и распадались, объединялись и дифференцировались. Литература как бы «разручеилась». Новая ситуация допускала неожиданные комбинации и взаимодействия. Появлялись промежуточные в стилевом отношении произведения, возникали недолговечные объединения, пытавшиеся совместить в своей художественной практике принципы реализма и модернизма.
Вот почему по отношению к искусству начала XX века классификация явлений на основе «направлений и течений» носит заведомо условный, неабсолютный характер. Специфическая примета культуры рубежа веков — деятельное взаимодействие разнообразных видов искусства. Расцвет переживает в это время театральное искусство. Нередки были случаи творческого универсализма. Например, поэт-«кларист» М. Кузмин сочетал поэзию с сочинением музыки, М. Чюрленис — музыку с живописью, поэты-футуристы Д. Бурлюк, Е. Гуро, В. Маяковский создавали графические и живописные работы.
Иногда жанровые обозначения заимствовались из смежных искусств: свои симфонические произведения А. Скрябин называл «поэмами»; Андрей Белый давал своим произведениям жанровое определение «симфоний».