«Рыцарь на час» анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «Рыцарь на час» было написано в 1862 г. и опубликовано в № 1-2 «Современника» за 1863 г. Первоначально называлось «Бессонница».
В стихотворении отразились впечатления Некрасова от пребывания в Грешневе и Абакумцеве, где за оградой церкви Петра и Павла похоронена мать Некрасова.
Достоевский считал, что «Рыцарь на час» — шедевр творчества Некрасова. Сам Некрасов всегда читал его взволнованно, «со слезами в голосе».
Литературное направление, жанр
«Рыцарь на час» —
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение начинается с бессонницы лирического героя, вызванной осенней непогодой .
В основной части описана прогулка героя морозной ночью. Он наблюдает за жизнью ночной деревни, наслаждается окружающими звуками , запахами . Бодрость природы передается лирическому герою. Созерцание деревенского пейзажа, вида деревни, окруженной скирдами,
Герой мысленно преодолевает пространство: «От чего я пространством огромным отделен — все живет предо мной». Он взывает к тени умершей матери, вспоминает ее несчастливую жизнь, вызывает в памяти ее портрет. Образ матери является лирическому герою, и он исповедуется в своей жизни и просит наставить его на истинный путь, деятельный путь любви.
Пробудившись утром, лирический герой осознает свое бессилие, свою неспособность к действию .
Тема стихотворения — исповедь лирического героя, покаяние в бездеятельности.
Основная мысль: недостаточно осознать свое предназначение и поддаться минутному порыву; тернистый путь любви — это упорство и бесстрашие в достижении цели.
Тропы и образы
Во вступлении для описания состояния природы и лирического героя Некрасов использует олицетворения и метафоры: ветер бушует, мгла воцаряется, ум бездействует.
Изменившееся под влиянием путешествия по зимнему морозцу внутреннее состояние героя описывается с помощью метафор и эпитетов . Здесь появляется мотив деятельной жизни, которой требует душа. В конце стихотворения он вспоминается снова как нереализованный.
Пейзаж Некрасов рисует с помощью эпитетов и метафорических эпитетов: тихая, лунная ночь, даль глубоко прозрачна, чиста, месяц полный, узорчатые странные тени, тончайшие сети паутины, сонные нивы, играющая, ясная луна, пасмурный дуб, веселый клен, тяжелый ворон, старая ель, поздняя осень, освещенные луга. В пейзаже важны цвета. Хотя дело происходит ночью, краски яркие: небо голубое, беловатое и лиловое, земля одета «в волны белого лунного света» , красные полосы гречки, зеленеющая озимь, золотая долина подо льдом.
К мыслям о матери и ее могиле лирического героя приводит ассоциация с родиной-матерью, родной деревней-кормилицей, о которой вспоминает герой. И родина, и родная деревня, запасшаяся стогами на зиму, олицетворяются. Герой мысленным взором переносится к церкви, где похоронена мать.
В описании церкви важны контрасты: белая стена — и черная тень старика-звонаря, дряхлый старик — и его громадно великая тень на полравнины, тишина ночи — и звук бьющего 12 раз колокола.
Вызвав в памяти образ матери, «чистейшей любви божество», лирический герой исповедуется ему. Портрет матери написан эпитетами: «русокудрая, голубоокая, с тихой грустью на бледных устах», величаво-безгласная, молодая, прекрасная, бледнолицая.
Лирический герой просит вывести его на тернистую дорогу, по которой идут погибающие за великое дело любви . Он приходит к выводу, что только смертью может доказать свою смелость и любовь . Ритмический обрыв свидетельствует о том, что мольба героя была продолжена.
Но утром от решимости лирического героя не осталось и следа. Он слаб и испуган, подчиняется убеждениям внутреннего голоса, что благие порывы не приведут к действиям.
Название стихотворения — это метафорическая характеристика человека, который отказывается от достижения благородных целей под влиянием жизненных трудностей, лишь иногда вспоминая о них, а таковы почти все люди.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано трехстопным анапестом . Речь близка к разговорной. Женская рифма чередуется с мужской, кольцевая и перекрестная рифмовка чередуются неупорядоченно, некоторые строчки остаются без рифмы, на них падает логическое ударение.