Конспект урока для 1 класса «Наблюдение за рыбкой»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
В средней группе
Акименко Ольга Николаевна
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №4″Солнышко»
Город Урюпинск Волгоградской области.
Конспект урока для 1 класса «Наблюдение за рыбкой»
Цели: Закрепить знания о рыбке, условиях ее жизни в аквариуме /строение, условия жизни, уход за аквариумом/. Развивать логическое мышление, речь, память, интерес ко всему живому. Воспитывать заботливое отношение ко всему, что окружает нас. Активизация
Сухой корм, мотыль, вода чистая и прозрачная.
Материалы: модели с изображением существенных признаков рыб и птиц. Аквариум с декоративными рыбками, мольберт, ватман, синяя гуашь, губки, сухой корм для рыбок.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, милые Дети. Вы всех прекраснее на свете. Вот, таких хороших и пригожих я приглашаю на занятие.
Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, вот вы все живете в теплых уютных квартирах, домах, вместе с папами и мамами. А у зверей и птиц тоже есть свои дома. Где живут звери?
Дети: В лесу.
Воспитатель:
Дети: На деревьях.
Воспитатель: А рыбы?
Дети: В воде.
Воспитатель: Лисица живет в норе. Медведь в берлоге. Птицы в гнездах.
А рыбы живут в речке, в озере.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте про какой домик я говорю.
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
Воспитатель: Что это?
Дети: Аквариум
Воспитатель: Посмотрите, вот у нас аквариум. /Демонстрация аквариума/
Воспитатель: А кто там живет?
Дети: Рыбки, улитки.
/Стук в дверь. Входит Незнайка и несет закрытую салфеткой банку с рыбками/
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел наш любимый герой сказки. Вы узнали его?
Дети: Это Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Незнайка.
Воспитатель: Незнайка, а что это ты принес?
Незнайка: Я пришел к вам от малышей-коротышек из Цветочного города. Они прислали вам в подарок птичку. /Снимает салфетку с банки/. Вот она!
Какая красивая!
Воспитатель: Незнайка, а ты не ошибся? Ребята, разве это рыбка?
/Дать возможность детям как можно больше высказать своих предложений, рассуждений/
Незнайка: Да нет, это птичка. Самая настоящая птичка.
Воспитатель: Давайте поможем Незнайке разобраться, кто же это. А для этого у нас есть карточки — схемы. Что есть у рыбки? /показ карточки/
Дети: Туловище.
Воспитатель: Ну-ка, Незнайка, найди, пожалуйста, карточку, где нарисовано туловище.
/Незнайка выставляет модель — туловище птицы, покрытое перьями/
Воспитатель: Дети, правильно ли сделал Незнайка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чем покрыто тело рыбки?
Дети: Чешуей.
Воспитатель: Кто поможет Незнайки исправить ошибку.
/Ребенок заменяет карточку — модель/
Воспитатель: А что помогает рыбке двигаться, плавать?
Дети: Плавники.
Незнайка: Я знаю, я знаю. Сейчас я все правильно сделаю.
/Незнайка выставляет модель-ногу птицы/
Воспитатель: Ребята, опять Незнайка ошибся. Кто ему поможет
/Ребенок находит модель-плавник/
Воспитатель: А зачем рыбке нужны плавники?
Дети: Чтобы плавать, двигаться в воде.
Воспитатель: Ребята, а что еще есть у рыбке?
Дети: Хвост.
Воспитатель: А зачем ей хвост?
Дети: Он помогает менять направление: плавать вверх, вниз, влево, вправо.
Воспитатель: Незнайка, помоги нам найти хвост.
/Незнайка ставит карточку с изображением хвоста птицы/
Воспитатель: Правильно сделал Незнайка? Чей это хвост?
Дети: Птицы.
Воспитатель: С помощью хвоста рыбка может менять направление: плавать вверх, вниз, влево, вправо, быстрее, медленно. Дети, давайте немножко отдохнем и покажем, как может двигаться рыбка.
Физкультминутка:
Рыбки плавали, купались.
В теплой, чистенькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Воспитатель: А когда рыбка двигается быстро?
Дети: Когда испугана и когда хочет есть.
Воспитатель: А почему мы так хорошо видим рыбку?
Дети: Потому, что вода чистая, прозрачная.
Воспитатель: А если бы вода была грязной, мутной мы бы ничего не увидели. Вот посмотрите на эти баночки. Одна с чистой водой — поэтому мы хорошо видим в ней карандаш.
А в мутной — ничего не видно.
Воспитатель: В какой воде рыбке лучше жить?
Дети: В чистой.
Воспитатель: Да, рыбка любит чистую, прозрачную воду. А чтобы рыбке хорошо жилось, за ней надо ухаживать. Как надо ухаживать?
Дети: Кормить. Менять воду.
Незнайка: А давайте покормим рыбку. Она очень любит, есть мотыля. Это сухой рыбный корм.
/Кормит рыбку вместе с детьми/
Воспитатель: Ну вот, Незнайка, теперь ты знаешь, кого ты нам принес в подарок. Вечером мы ее отпустим в аквариум, и каждый день будем ухаживать за ней и наблюдать, хорошо ли ей живется. А сейчас я предлагаю поиграть вместе с Незнайкой в интересную игру «Рыбка».
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка — озорница
Мы хотим тебя поймать.
1,2,3 — рыбку лови.
Незнайка: Как у вас хорошо! Как интересно! Даже грустно с вами расставаться.
Воспитатель: Ребята, чтобы Незнайка не грустил, давайте тоже сделаем ему подарок. Сейчас мы подойдем к мольберту и наполним этот аквариум чистой водой. /Дети подходят к мольберту/. Берем в руки губочки, набираем на них краску и закрашиваем поверхность нашего аквариума.
Практическая работа:
Дети закрашивают губкой, смоченной в синей краске, поверхность аквариума. На чистом листе ватмана предварительно нарисованы рыбки восковой свечой. При закрашивании краской, рыбки проявились.
Воспитатель: Ой, посмотрит, кто в нашем аквариуме появился?
Дети: Рыбки.
Незнайка: Вот и у меня будут рыбки. Как красиво. Большое, вам спасибо, ребята!
Воспитатель: А еще, Незнайка, для тебя и для гостей ребята прочитают стихотворение.
Ночью темень, Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий — к конуре
Белкин след ведет к дуплу.
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь.
И. Токмакова
Воспитатель: Давайте сейчас, ребята, сделаем тишину и посмотрим, где же рыбка спит. Тихонько, чтобы не разбудить рыбок по одному подходим к аквариуму.
/Дети парами или по одному подходят смотреть рыбок в аквариуме и уходят из группы/