Запятая

ВОПРОС. Сегодня в центре нашего задания будет стоять… запятая. Как нам кажется, от нее можно начать путешествие в глубь текста.

Речь идет о фрагменте XVII строфы первой главы «Евгения Онегина».

Театра злой законодатель, Непостоянный обожатель Очаровательных актрис, Почетный господин кулис, Онегин полетел к театру…

Попробуйте объяснить постановку запятой после слова кулис и связать этот знак с общим смыслом характеристики героя.

ОТВЕТ. Если обратиться к правилам пунктуации, то мы выясним, что «перед собственным именем

приложение обособляется только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение» . Такая же ситуация и здесь — только в данном случае перед нами три приложения. Все они не только определяют Онегина, вернее, его отношение к театру — запятая подчеркнет, что здесь есть обстоятельственное значение причины: Онегин летит к театру, Потому что он его злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис и почетный гражданин кулис.

Попросим наших учеников сочинить собственную фразу, устроенную так же: Я лечу в театр, потому что 1)…… 2)……3)…… Наверняка среди ответов найдутся

такие: «Потому что мне нравится смотреть спектакли», «Потому что я люблю, когда в зале постепенно гаснет свет и на сцене начинается интересное действо» и тому подобные.

Тем яснее станет нам, перебравшим в голове свои мотивы для походов в театр, что для Онегина театр как искусство не существует. Если и есть какие-либо причины, чтобы быть в театре, то они лежат в иных плоскостях .

А можем ли мы увидеть другое отношение к театру? Конечно, и прямо тут же: следующая же строфа начнется с восклицания «Волшебный край!» и продолжится перечислением имен драматургов, постановщиков. Таков театр для Автора — место, где резвятся музы и берут нас с собой в волшебный полет фантазии.

Да, здесь тоже будут названы и актрисы, и кулисы — но в совершенно ином контексте.

Этот контекст еще шире будет показан в самом финале романа — «Путешествии Онегина». «Упоительный Россини» берет эстафету у «упоительного» легкого вина, чтобы передать ее кипению любви: «Он звуки льет — они кипят, // Они текут, они горят, // Как поцелуи молодые, // Все в неге, в пламени любви, // Как зашипевшего Аи // Струя и брызги золотые…» Это все — театр. Музыка, любовь, хмельное упоение жизнью — вот его синонимы.

Тем интереснее для наших девятиклассников, с которыми мы ведем такой разговор об «Онегине», познакомиться с фрагментом романа «Война и мир» «Наташа Ростова в театре» и подумать, почему автор сознательно разоблачает природу искусства, лишая его «очарований» и выставляя вперед нагую изнанку. Может быть, отсюда возникнет желание провести исследовательскую работу, в которую войдут и наблюдения над театральными мотивами в «Герое нашего времени» или в пьесах Островского, и «Театральный Роман» Булгакова, и «Театр» Сомерсета Моэма.

А начнется все с одной запятой…

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Запятая