Пейзаж и его художественные функции в романе «Евгений Онегин»

В примечаниях к роману «Евгений Онегин» Пушкин писал: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». И, хотя точные даты, вспомнит лишь достаточно внимательный читатель, сам ход времени восстанавливается в памяти очень легко: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой, после дуэли с Ленским, покидает свое имение, весной Татьяна приходит в имение Онегина. Пейзаж формирует, таким образом, временную линию романа.

События шести из восьми глав романа разворачиваются в деревне, и атрибуты

усадьбы поместного дворянина — рощи, дубравы, река, долина, поля, холмы — появляются достаточно постоянно: …вдруг перед собою С холма господский видит Дом, Селенье, рощу под холмом И сад над светлою рекою… — или: Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле… В начальных главах романа все эти атрибуты пейзажа складываются в условно-романтическую декорацию, напоминающую сельские виды из элегий Жуковского, что особенно заметна в описании могилы Ленского: склонившиеся кроны деревьев, журчащий ручей, «камень
гробовой», «таинственный венок» — и обязательные пастух и пастушка . Как и в романтических элегиях, далее идут размышления о быстротечности человеческой жизни, тайнах смерти, тщетности постигнуть вечность: Мой бедный Ленский! за могилой В пределах вечности глухой Смутился ли, певец унылый, Измены вестью роковой… Так! равнодушное забвенье За гробом ожидает нас. Но романтическое описание могилы неожиданно завершается прозаическим портретом а старого крестьянина — типично пушкинский ход: Один, под ним, седой и хилый, Пастух по-прежнему поет И обувь бедную плетет.

Абстрактно-условные элегические «стада» и «поля» у Пушкина описаны буднично: На нивах шум работ умолк… На утренней заре пастух Не гонит уж коров из хлева… Пушкин сознательно делает упор на просо те описания пейзажа и противопоставляется привычной для современников Пушкина утонченности картин природы: Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа… В пушкинской природе все постоянно изменяется: лето — «мелькнет», ноябрь -«приближался», снег — «мелькает, вьется», дни — «мчались», в описании преобладают существительные и глаголы; например, наступление осени описывается через целый ряд фенологических примет: Уж реже солнышко блистало, Короче становился день… Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу…

Объективное описание завершается субъективным выводом: …приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Связь жизни природы и жизни человека подчеркивается в романе композиционно: пейзажная картина постоянно служит «заставкой» к новому этапу в жизни героев романа и развернутой метафорой душевной жизни человека. Весна определяется как «пора любви», а утрата способности любить сравнивается с «бурей осени холодной» . Жизнь человека подчиняется тем же универсальным законам, что и жизнь природы. Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви!.. Или с природой оживленной Сближаем думою смущенной Мы увяданье наших лет, Которым возрожденья нет?

Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа синхронизируется с жизнью природы, благодаря чему Пушкин создает ощущение изменчивости мира, постоянного движения.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Пейзаж и его художественные функции в романе «Евгений Онегин»