Анна Ахматова «Реквием»
Уважаемая редакция!
Посылаю вам урок по поэме А. Ахматовой «Реквием». Проводила я его в очень слабом классе . Возможно, некоторые места покажутся вам примитивными, но творчески работающие учителя знают, как использовать этот план. Я была несколько раз как эксперт на уроках по этой поэме и считаю, что мой урок при всем его несовершенстве имеет свои плюсы, так как здесь учащиеся работают с текстом поэмы, понимают ее идею, раскрывают образ лирической героини, а не повторяют общие фразы из учебника.
На бумаге урок, конечно, теряет многое,
Оборудование Грампластинка. В. А. Моцарт. «Реквием». Репродукция картины В. Сурикова » Утро стрелецкой казни». Плакат с цитатой: «И небо скрылось, свившись в свиток; и всякая гора, и остров двинулись с мест своих» . Карточки № 1 и № 2.
Карточка № 1.
Впишите эпитеты:
скрежет шаги столица двух лет
Отметьте сравнения:
Карточка № 2
Лица Веки Щеки Волосы Выражение лица
Ход урока
В начале урока звучит «Реквием» Моцарта.
Учитель. Прежде чем начать работать над поэмой, выясним, что значит слово «реквием».
Учитель. Итак, реквием — это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма — надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа.
Прочитаем «Вместо предисловия». Какой биографический факт положила А. Ахматова в основу своей поэмы?
Учитель. Перечитаем «Посвящение». Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.
Сравните эти строки со словами из «Откровения Иоанна Богослова» из «Апокалипсиса».
Почему, как вы думаете, в поэме Ахматова использует апокалиптическую картину?
Когда-то Пушкин, обращаясь к декабристам, писал:
Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас.
С какой целью Ахматова включила в свой текст цитату из Пушкина, закавычив слова «каторжные норы»?
А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь Ахматова? Почему?
Возьмите карточки № 1, впишите туда найденные в этой части эпитеты, сравнения. Какое настроение они создают?
Какой вывод можно сделать, кому же посвящает Ахматова свою поэму?
А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово — Родина.
Учитель. А какая Родина изображена у Ахматовой?
Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова?
Вывод. Вступление — это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.
Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?
Почему Ахматова использует здесь образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах?
Вывод. Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.
Опишите картину, которая возникает у вас. Какой цвет здесь использован? Почему?
К кому обращены слова четвертой части? Что же происходит с героиней?
Конечно, Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала. А мы поймем это хоть в некоторой степени, познакомившись с воспоминаниями Н. А. Заболоцкого.
Он тоже был репрессирован.
).
Выделите глаголы. Что обозначает глагол как часть речи? Что помогает поэту выразить такое обилие глаголов?
Много ли глаголов в конце этой части? Сделайте вывод.
Перечитаем седьмую-девятую части поэмы. А теперь запишите начало предложения: «Когда я читаю седьмую-девятую части «Реквиема»…» Опишите свои впечатления, мысли о прочитанном.
Прочтите название десятой главы. С чем оно связано?
Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?
Одинаковы ли страдания матерей? А сыновей?
Какую мысль позволяют выразить образы страдающих Христа и Богоматери?
Возьмите карточки № 2. Перечитайте первую часть «Эпилога» и нарисуйте словесный портрет матери, женщины, данный здесь.
Это конкретный портрет или обобщенный?
Вывод. Да, Ахматова говорит от имени всех, к чьим страданиям были глухи там, за тюремными стенами.
Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список, и негде узнать, —
Говорит Ахматова. Но она помнит всех и говорит от имени всех.
Поэма, посвященная безвинно погибшим, рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма наполняется звуками.
Какие звуки мы слышим?
Эти звуки, как колокольный звон, венчают поэму и резко обрываются в заключительных строчках, где возникает мотив временной отдаленности: страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет вечным символом скорби всех страдающих русских женщин.
А теперь вернемся к эпиграфу. Он написан через двадцать лет после поэмы — в 1961 году. Как связан эпиграф с содержанием поэмы?
Обобщение. Материал для заключительного слова можно взять из газеты «Литература». 2000. № 10.