Роль уроков литературы в постижении подростками «нравственных парадоксов» жизни
Особенность периода отрочества состоит в том, что в это время у подростков возникает потребность осознать себя как личность, стремление понять нравственно-психологические особенности людей, с которыми они вступают во взаимодействие. Примечательно, что чаще всего примеры сложнейших ситуаций, возможных в жизни, и способов выхода из них подростки находят не в самой действительности, а в произведениях художественной литературы.
Так, при изучении рассказа Эдгара По «Лягушонок» В центре внимания учеников оказываются сложнейшие нравственные
Где граница между добром и злом? Чем следует руководствоваться, определяя ее?
Задача урока, посвященного изучению данного произведения, — ввести учащихся в мир рассказов По; показать изображенные в них «нравственные парадоксы» человеческой жизни, где добро и зло переплетаются, а порой и перетекают одно в другое; раскрыть авторскую позицию и побудить
В начале урока ученикам предлагается поделиться впечатлениями, возникшими после чтения «Лягушонка»; рассказать о том, что потрясло, взволновало: натуралистические подробности в описании расправы над обидчиком или то, что Такое мог задумать и совершить человек.
Далее в слове учителя отмечается, что в произведениях Э. По было много загадочного, страшного, вызывающего споры, порой даже неприятие читателей, критиков. Объяснялось это стремлением писателя заглянуть в глубины человеческой души, раскрыть ее тайны, понять мотивы человеческих поступков. Ф. М. Достоевский — писатель, который сам мастерски изображал потаенные уголки души своих героев, — отмечал: «Он почти всегда берет самую исключительную действительность, ставит своего героя в самое исключительное внешнее или психологическое положение, и с такою силою проницательности, с такою поражающею верностью рассказывает он о состоянии души этого человека»