Роль уроков литературы в постижении подростками «нравственных парадоксов» жизни

Особенность периода отрочества состоит в том, что в это время у подростков возникает потребность осознать себя как личность, стремление понять нравственно-психологические особенности людей, с которыми они вступают во взаимодействие. Примечательно, что чаще всего примеры сложнейших ситуаций, возможных в жизни, и способов выхода из них подростки находят не в самой действительности, а в произведениях художественной литературы.

Так, при изучении рассказа Эдгара По «Лягушонок» В центре внимания учеников оказываются сложнейшие нравственные

вопросы, связанные с мотивами человеческих поступков: как быть, если тебя обидели, причинили зло? Какие способы защиты человеческого достоинства возможны? Что определяет их выбор? Что такое месть и есть ли ей мера? В чем истоки жестокого поведения человека?

Где граница между добром и злом? Чем следует руководствоваться, определяя ее?

Задача урока, посвященного изучению данного произведения, — ввести учащихся в мир рассказов По; показать изображенные в них «нравственные парадоксы» человеческой жизни, где добро и зло переплетаются, а порой и перетекают одно в другое; раскрыть авторскую позицию и побудить

школьников соотнести с ней личностное восприятие прочитанного.

В начале урока ученикам предлагается поделиться впечатлениями, возникшими после чтения «Лягушонка»; рассказать о том, что потрясло, взволновало: натуралистические подробности в описании расправы над обидчиком или то, что Такое мог задумать и совершить человек.

Далее в слове учителя отмечается, что в произведениях Э. По было много загадочного, страшного, вызывающего споры, порой даже неприятие читателей, критиков. Объяснялось это стремлением писателя заглянуть в глубины человеческой души, раскрыть ее тайны, понять мотивы человеческих поступков. Ф. М. Достоевский — писатель, который сам мастерски изображал потаенные уголки души своих героев, — отмечал: «Он почти всегда берет самую исключительную действительность, ставит своего героя в самое исключительное внешнее или психологическое положение, и с такою силою проницательности, с такою поражающею верностью рассказывает он о состоянии души этого человека»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Роль уроков литературы в постижении подростками «нравственных парадоксов» жизни