Активные формы работы с родителями
Пояснительная записка
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьей, в которой ребенок растет и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая.
И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно.
Знакомо?
В связи с этим считаю, что первым шагом к успеху в работе с родителями является открытие в образовательных учреждениях Школы классных руководителей, где основными формами работы станут: мастер-классы, психологические тренинги, творческие мастерские… Заместители директоров должны «зажечь» своих коллег желанием учиться: в 21 веке нельзя работать по-старому, надо искать новые формы сотрудничества с родителями.
Второй шаг. Каждый классный руководитель должен четко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны. Каждый год задаю родителям один и тот же вопрос: «Чего вы ждете от школы?» Ответы, как правило, повторяются:
Высокий уровень образования — 89 % Сохранение психологического и физического здоровья детей — 76% Повышение культуры — 43%
Мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, поэтому жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель: Объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».
Направления в работе:
Повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся Пропаганда здорового образа жизни Организация работы Академии любящих родителей
Шаг 3. Реализация поставленной цели и задач.
Сегодня Дети стали мало читать. Падает интерес к чтению как среди младших школьников, так и среди подростков. Актуальность решения этой проблемы очевидна.
И родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению. Семейное чтение очень важный аспект культурного воспитания. Семейное чтение… от этих слов веет домашним уютом конца 19 — начала 20 веков.
Веранды, качели, чай для всех домочадцев одновременно… Очень жаль, что в современной России эта замечательная традиция практически утрачена. Но все в наших руках, никогда не поздно возрождать Формы работы:
Устный журнал «Моя домашняя библиотека» Странички: Самая старая книга в нашей семье В моем возрасте Мама читала | Образованным всегда считался человек начитанный. Домашние библиотеки собирают всей семьей, старшие члены семьи обращают внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детстве. Задача: рассказать об истории появления в семейной библиотеке раритетных экземпляров книг Задача: Необходимо в роли родителя, как можно более убедительно, используя любой понравившийся способ, убедить одноклассников начать много читать |
Праздник «Посвящение в читатели» | Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Посвящаем не только учащихся, но и мам и пап. В ходе праздника мастерим сказочные домики, в течение года в них вписываем прочитанные книги. В мае подводим итоги и награждаем орденом «Читающая семья» лучших из лучших. |
Поэтическая мастерская «Любимые басни» | Каждый ученик получает задание: Выбери понравившуюся басню, запишись в листок — заявку Создай группу , распредели роли. Подготовьте выразительное, эмоциональное чтение басни Запишите Записываем диск, который получает каждый участник, проводим тайное голосование среди учащихся, родителей, учителей и называем победителей. В ходе работы ребята и родители проявляют творчество, инициативу, учатся работать в группе, знакомятся с творчеством поэтов и писателей. С каждым годом мастерство участников растет, темы мастерских меняются. |
«Семейное чтение: прошлое, настоящее, будущее» | Задача: Изготовить коллаж на тему «Читающая семья». |
«Моя любимая книга» Конкурс презентаций | Задача: создать такую рекламу, чтобы у каждого ученика возникло желание прочитать книгу от корки до корки. |
Театральные вечера | Каждый раз меняем форму проведения: театр-экспромт, конкурс актерского мастерства, игра-путешествие, конкурс этюдов и т. д. Но всегда рядом с нами мамы и папы, бабушки и дедушки. |
Экскурсии | «Знакомьтесь: Городская библиотека» Литературные тематические экскурсии |
Игра-путешествие «В мире периодических изданий» | В этот день классные комнаты превращаются в творческие гостиные газет и журналов, с которыми обязательно должны познакомиться девчонки и мальчишки, а также их родители. Согласитесь, сегодня мало в семьях выписывают и читают периодическую литературу. А этот рынок стремительно развивается, и очень много интересной информации можно оттуда почерпнуть. |
Познавательную и воспитательную роль также выполняют телевидение и Интернет. Но телеэфир и глобальная сеть заполнены не только полезной информацией. Возникает потребность в повышении информационной культуры как детей, так и родителей.
Мы не можем сегодня забрать у ребенка возможность пользоваться техническими достижениями человечества, но можем научить правильно их использовать.
Основные формы работы
Творческая лаборатория «Учимся читать телепрограмму « |
На сегодняшний день существует много познавательных, обучающих программ. Дети и родители приносят программу, и мы учимся выбирать те, которые соответствуют возрасту и интересам детей.
Суд » Обвиняются компьютерные игры…»
Родители выступают в роли обвинителей, дети — адвокатов. Задача: Дать ответы на вопросы: Как отвоевать у родителей право играть в компьютерные игры? Стоит ли родителям запрещать своим детям играть в компьютерные игры?
Как и в какие игры можно играть, сидя за компьютером, извлекая из этого пользу и не нанося себе и окружающим вреда?
Путешествие по Глобальной сети Проводится неоднократно, отличается многообразием тем, проводится, как правило, в кабинете информатики.
Приходит время и наши детки становятся пользователями Интернета. Как сделать это общение позитивным и полезным? Ни для кого не секрет, что в Сети представлены далеко не только развивающие и педагогически верные материалы.
Учимся ограждать детей от негативного воздействия сетевого общения.
Практическое занятие «Как правильно смотреть телевизор и работать за компьютером»
Задача: дать практические рекомендации по данной теме, опираясь на медицинские исследования. Помните: Это не лекция! От лекций устали и родители и дети.
Надо превратить встречу в увлекательную игру.
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь.
Китайская пословица
Академия любящих родителей — это форма психолого-педагогического просвещенияродителей. Она помогает вооружить их необходимымизнаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом. Программа составляется с учетом интересов родителей.
Формы организации занятий разнообразны, но, я считаю, самыми удачными — творческие мастерские и игровые тренинги.
Мастерская — это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.
Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:
Отношение педагога к родителям как союзникам в воспитании детей Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации Самостоятельность решения творческих задач Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других Умение работать в команде
Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.
Предлагаемые темы занятий:
Карманные деньги как средство воспитания
Рабочее место не только успех, но и здоровье
День рождения ребенка. Как организовать запоминающийся праздник?
Игра в жизни ребенка
Режим дня : за и против
Искусство быть родителями: услышьте своего ребенка
Умеете ли вы наказывать детей?
Семейные традиции
Роль отца в воспитании детей
Стоит ли баловать детей? Теория баловства
Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.
Технология проведения тренингов
I. Сбор и анализ предварительной информации
Определение стратегических целей и конкретных задач Согласование времени, места и продолжительности тренинга.
II. Подготовка тренинга
Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие воспитательных компетенций, а также навыков и умений. Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев. Составление поминутного расписания программы тренинга.
III. Проведение тренинга: Реализация программы тренинга.
IV. Оценка эффективности: Получение устной и письменной обратной связи по окончании тренинга.
Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между родителями, так и между классным руководителем, психологом и родителями.