Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Повторение и обобщение материала по теме «Лексика»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Тема: «Повторение и обобщение материала по теме «Лексика».

Цели:

повторить и обобщить материал по теме «Лексика»; проверить уровень усвоения данной темы перед тематической контрольной работой; способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать их языковые умения и навыки; развивать умение использования в устной и письменной речи различных групп слов по значению; формировать жизненные компетентности учащихся.

Оборудованик: Карточки, листочки рефлексии

со смайликами

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя.

Слово может все: обидеть, навлечь болезнь, оскорбить, нанести душевную травму, которая тяжелее любой физической боли. И наоборот, добрая сила слова облегчает страдания, восстанавливает спокойствие, поднимает настроение.

«Будь искусным в речах — слово сильнее, чем оружие»,- поучал египетский фараон своего сына. Об этом необходимо помнить каждому человеку.

Выступление учащегося.

Стихотворение В. Шефнера «Устная речь»

Это

так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь — людское чудо —

Не скудела в наши дни.

Слово учителя.

Сегодня мы с вами постараемся определить, удается ли нам, познакомившись с темой «Лексика», обогащать свою речь, делать ее красивой и приятной.

ІІІ. Актуализация опорн Ы Х знаний.

Диктант «Вопрос — ответ»

Что образуют все слова, которые есть в языке? То, что обозначает слово. Слова, имеющие одно лексическое значение. Слова, имеющие несколько лексических значений. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками звучання. Слова с противоположным лексическим значеним. Слова устаревшие, вышедшие из широкого употребления.

Слова, появившиеся в языке в последние годы и ставши общеупотребительными.

(В тетрадях учеников:

Лексика, лексическое значение, однозначные слова, многозначне, омонимы,

Синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).

Работа с текстом.

А. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, подчеркните их.

Вес_ло утята в речку заплывали,

С визгом поросята ж_ром заплывали.

В реч ке было ч_сто, а в закутке грязно:

Каждый жил как хоч_т — это так прекрасно!

П_тух, во сне увидев ч_рвяч ка,

Сказал: «Не заморить ли ч_рвяч ка?».

«Ужасный сон!» — подумал ч_рвячок.

И повернулся на другой бочок.

Б. Определите, в каком тексте используются омонимы, а в каком — многозначное слово.

В. Составьте схемы к предложениям с прямой речью.

(В тетрадях учеников:

А: «П. р?»

«П. р!», — а.)

Игра «Выслушай загадку — запиши отгадку».

А. Отгадайте загадку, отгадку запишите в тетрадь. Что представляют собой слова-отгадки?

Я то же, что и ураган,

Но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун,

А называюсь я… .

Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем все… .

На время что-то прекратив,

Мы объявляем… .

В борьбе, в труде устали слишком —

Дают уставшим… .

После урока непременно

Нужна ребятам… .

Б. Устно. «Угадай омоним».

1. Каким ключом нельзя открыть дверь?

2. Какая мушка не летает?

3. Какой бор никогда не имеет листвы?

4. Какие корни не растут в земле?

5. Какой рукав нельзя пришить?

6. Какого слона можно спокойно поместить среди хрупких вещей?

7. Каким гребнем нельзя расчесаться?

Вставь антоним. Комментированное письмо под диктовку.

Слово — …, а молчание — золото .

Делу…, потехе час .

Копейка… бережет .

Один с сошкой, а… с ложкой .

Угадай фразеологизм.

Появился неожиданно — Как снег на голову.

Человек, умеющий все делать — Мастер на все руки.

Лениться, работать без желания — Спустя рукава.

С утра находиться в плохом настроении — Встать с левой ноги.

Плакать безудержно, горько, обильно проливая слезы — Плакать в три ручья.

Выпишите только те пары слов, которые являются синонимами.

Маленький — крохотный,

Рисовать — рисунок,

Храбрый — бесстрашный,

Торопиться — спешить,

Узкий — сузить,

Веселый — весело,

Большой — огромный,

Теплый — горячий,

Идти — двигаться.

Творческая работа.

Напишите небольшой текст на одну из тем:

«Солнышко засмеялось».

«Воробьи дерутся».

«Облака гуляют по небу».

ІІІ. Итог урока.

Слово учителя. Вот мы и закончили тему «Лексика». В итоге мне бы хотелось вам пожелать.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай — не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин.

І V. Рефлексия.

На доске нарисована книга. У каждого из вас есть 3 разноцветных листочка со смайликами. Выберите тот, который укажет уровень усвоения вами темы:

если вы выполняли задания на сегодняшнем уроке без труда и вам все давалось легко — помещаете на книге красный смайлик; если не все задания вы выполняли самостоятельно и без подсказки — желтый смайлик; если же вы не смогли справиться с большей половиной заданий — зеленый.

V. Задание на Дом. Выставление оценок.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Повторение и обобщение материала по теме «Лексика»