Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Повторение и обобщение материала по теме «Лексика»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема: «Повторение и обобщение материала по теме «Лексика».
Цели:
повторить и обобщить материал по теме «Лексика»; проверить уровень усвоения данной темы перед тематической контрольной работой; способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать их языковые умения и навыки; развивать умение использования в устной и письменной речи различных групп слов по значению; формировать жизненные компетентности учащихся.
Оборудованик: Карточки, листочки рефлексии
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Слово может все: обидеть, навлечь болезнь, оскорбить, нанести душевную травму, которая тяжелее любой физической боли. И наоборот, добрая сила слова облегчает страдания, восстанавливает спокойствие, поднимает настроение.
«Будь искусным в речах — слово сильнее, чем оружие»,- поучал египетский фараон своего сына. Об этом необходимо помнить каждому человеку.
Выступление учащегося.
Стихотворение В. Шефнера «Устная речь»
Это
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь — людское чудо —
Не скудела в наши дни.
Слово учителя.
Сегодня мы с вами постараемся определить, удается ли нам, познакомившись с темой «Лексика», обогащать свою речь, делать ее красивой и приятной.
ІІІ. Актуализация опорн Ы Х знаний.
Диктант «Вопрос — ответ»
Что образуют все слова, которые есть в языке? То, что обозначает слово. Слова, имеющие одно лексическое значение. Слова, имеющие несколько лексических значений. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками звучання. Слова с противоположным лексическим значеним. Слова устаревшие, вышедшие из широкого употребления.
Слова, появившиеся в языке в последние годы и ставши общеупотребительными.
(В тетрадях учеников:
Лексика, лексическое значение, однозначные слова, многозначне, омонимы,
Синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).
Работа с текстом.
А. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, подчеркните их.
Вес_ло утята в речку заплывали,
С визгом поросята ж_ром заплывали.
В реч ке было ч_сто, а в закутке грязно:
Каждый жил как хоч_т — это так прекрасно!
П_тух, во сне увидев ч_рвяч ка,
Сказал: «Не заморить ли ч_рвяч ка?».
«Ужасный сон!» — подумал ч_рвячок.
И повернулся на другой бочок.
Б. Определите, в каком тексте используются омонимы, а в каком — многозначное слово.
В. Составьте схемы к предложениям с прямой речью.
(В тетрадях учеников:
А: «П. р?»
«П. р!», — а.)
Игра «Выслушай загадку — запиши отгадку».
А. Отгадайте загадку, отгадку запишите в тетрадь. Что представляют собой слова-отгадки?
Я то же, что и ураган,
Но только гость восточных стран.
На море я гроза для шхун,
А называюсь я… .
Простое слово «промежуток»:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все… .
На время что-то прекратив,
Мы объявляем… .
В борьбе, в труде устали слишком —
Дают уставшим… .
После урока непременно
Нужна ребятам… .
Б. Устно. «Угадай омоним».
1. Каким ключом нельзя открыть дверь?
2. Какая мушка не летает?
3. Какой бор никогда не имеет листвы?
4. Какие корни не растут в земле?
5. Какой рукав нельзя пришить?
6. Какого слона можно спокойно поместить среди хрупких вещей?
7. Каким гребнем нельзя расчесаться?
Вставь антоним. Комментированное письмо под диктовку.
Слово — …, а молчание — золото .
Делу…, потехе час .
Копейка… бережет .
Один с сошкой, а… с ложкой .
Угадай фразеологизм.
Появился неожиданно — Как снег на голову.
Человек, умеющий все делать — Мастер на все руки.
Лениться, работать без желания — Спустя рукава.
С утра находиться в плохом настроении — Встать с левой ноги.
Плакать безудержно, горько, обильно проливая слезы — Плакать в три ручья.
Выпишите только те пары слов, которые являются синонимами.
Маленький — крохотный,
Рисовать — рисунок,
Храбрый — бесстрашный,
Торопиться — спешить,
Узкий — сузить,
Веселый — весело,
Большой — огромный,
Теплый — горячий,
Идти — двигаться.
Творческая работа.
Напишите небольшой текст на одну из тем:
«Солнышко засмеялось».
«Воробьи дерутся».
«Облака гуляют по небу».
ІІІ. Итог урока.
Слово учителя. Вот мы и закончили тему «Лексика». В итоге мне бы хотелось вам пожелать.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В. Солоухин.
І V. Рефлексия.
На доске нарисована книга. У каждого из вас есть 3 разноцветных листочка со смайликами. Выберите тот, который укажет уровень усвоения вами темы:
если вы выполняли задания на сегодняшнем уроке без труда и вам все давалось легко — помещаете на книге красный смайлик; если не все задания вы выполняли самостоятельно и без подсказки — желтый смайлик; если же вы не смогли справиться с большей половиной заданий — зеленый.
V. Задание на Дом. Выставление оценок.