О творчестве М. Горького
Творческий путь Горького начинался на перекрестке реализма и неоромантизма. В рамках реализма он был своеобразным продолжателем традиций чеховской прозы, в которой центральное место занимала тема житейской пошлости, поглощающей лучшие человеческие порывы и надежды. В рамках неоромантизма Горький опирался на выдвинутый Ф. Ницше идеал «сверхчеловека», построенный на идеях освобождения личности от рабской покорности обстоятельствам и страданий, утверждения внутренней силы, свободы и богоравного достоинства человека. Сосуществование
Кроме того, он открыл собой галерею многообразных национальных характеров, которую Горький, испытывая глубокий интерес к этой теме, создавал на протяжении всего своего творчества.
Важным фактором литературной деятельности Горького были его взаимоотношения с большевистской партией. Сближения с ней, побуждавшие писателя подчинить перо «делу революции», приводили к обмелению и перерождению его таланта, к продуцированию идеологически «полезных», но художественно слабых и фальшивых произведений. Напротив, при попытках дистанцироваться от «партийной» точки зрения он раскрывал новые творческие возможности, проявлял себя проницательным и честным публицистом. В последний период творчества Горький «сросся» со сталинской идеологией и стал ее главным рупором в культурной жизни.
Он не только подыгрывал Сталину в роли «крестного отца» соцреализма, но и «благословлял» политику массового террора своими литературными подделками и лживыми статьями.