Сочинение Отрочество Ивана Александровича Гончарова
Ваня чувствовал себя совершенно чужим в этом училище, вдали от родного дома. Ему была не по душе коммерческая наука, коммерческая деятельность не привлекала. Ученики шпионили друг за другом. Чтобы быть на хорошем счету, достаточно было преуспевать в пении и, танцах — любимых предметах директора.
Пребывание в училище сглаживало только присутствие брата. Вспоминая эти годы, Иван Александрович писал Николаю: «…
По милости тупого и официального рутинера, Тита Алексеевича, мы кисли там восемь лет, восемь лучших лет, без дела! Да, без
Помимо русской словесности, немецкого и французского языков, истории — предметов, интересовавших Гончарова, в училище преподавались еще бухгалтерия и коммерческая арифметика, к которым у мальчика не было никакого интереса.
Потому не случайно на третьем году обучения воспитанник Иван Гончаров «замечен в нерадении». И хотя на шестом году он был «единогласно
Трегубов тосковал по своему любимцу и, когда тот приезжал, не расставался с ним: катался на лодке по Волге или в экипаже по окрестностям Симбирска. Но счастливая пора каникул проходила быстро и наступал день, когда нужно было возвращаться в ненавистное училище с его зубрежкой и фискалами. Пребывание в училище могло затормозить духовное развитие юноши. Но к счастью, он много занимался самостоятельно, много читал.
Все больше и больше влекла к себе литература.
Чтению он отдавал все свободное время. В училище была довольно обширная библиотека. Иван прочитал Сочинения Вольтера, книги исторического содержания, перечитал Фонвизина, Ломоносова. В последних классах он в подлиннике читал В. Гюго, А. Дюма, Э. Сю.
Это повальное чтение, без присмотра, без руководства, даже без порядка и последовательности, открыв мальчику преждевременно глаза на многое, не могло не подействовать на усиленное развитие фантазии. Прошло восемь лет в стенах училища. Иван Гончаров окончательно убедился в бесполезности своего дальнейшего пребывания здесь.
Его интересы и стремления не имели ничего общего с целями и задачами коммерческого училища, и в 1830 году, приехав домой на ка-никулы,;Иван добился согласия матери на уход из училища. Николай Гончаров тоже не стал коммерсантом.
Впоследствии, после окончания университета, он почти тридцать лет был учителем словесности в гимназии и принимал деятельное участие в общественной жизни Симбирска как член Комитета Карамзинской библиотеки. Библиотека в то время была почти единственным центром общественной и культурной жизни города. Итак, коммерсант из Ивана не получился, и в сентябре 1830 года «по просьбе купеческой вдовы Авдотьи Матвеевны Гончаровой» он был уволен из училища с выдачей свидетельства, в котором отмечались «очень хорошие» успехи по русскому и иностранным языкам, географии и истории.
К этому времени Иван уже пробовал свои силы на литературном поприще. «Писать — это призвание — оно обращается в страсть.
И у меня была эта страсть — почти с детства, еще в школе», — писал он позднее. И вполне закономерно было стремление Гончарова поступить на словесный факультет Московского университета. В 1830 году восемнадцатилетний Иван Гончаров подает заявление о приеме… 1830-й — холерный год…
В Москве вся жизнь замерла. По улицам медленно движутся кареты с больными. Город оцеплен войсками.
Учебные заведения закрыты. Закрыт и университет. Иван вынужден сидеть дома. Вместе с братом Николаем, поступавшим на юридический факультет, он тщательно готовится к вступительным экзаменам. Все шло хорошо, как вдруг, за четыре месяца до вступительных экзаменов, было получено предписание Министерства просвещения об обязательной сдаче поступающими на словесный факультет экзамена по греческому языку.
Иван, как и его товарищи, о греческом языке и понятия не имел: он изучался только в духовных училищах. Пришлось готовиться, к сдаче экзамена и по греческому языку.
Гончарову помогло успешно его сдать хорошее знание латыни и упорный труд. В