Сравнительный анализ стихотворений «Три осени» Ахматовой и «Золотая осень» Пастернака
Русская осень — совершенно особенная, волшебная пора, вдохновляющая поэтов на создание лирических шедевров. Это время творческого подъема, полета мысли и души — во многом благодаря красоте русской природы, уникальной и неповторимой. Однако бесспорно, что каждый художник находит в осени что-то свое, личное и глубоко индивидуальное. Например, стихотворения Ахматовой «Три осени» и Пастернака «Осень золотая» также посвящены этой поре.
В обоих произведениях рассказывается «об осени первоначальной» — «золотой» осенней
Итак, как видят поэты «золотую осень»? Ахматова посвящает ей две строфы: И первая — праздничный беспорядок Вчерашнему лету назло, И листья летят, словно клочья тетрадок, И запах дымка так ладанно-сладок, Все влажно, пестро и светло. И первыми в танец вступают березы, Накинув сквозной убор, Стряхнув второпях мимолетные слезы На соседку через забор.
И у Пастернака мы наблюдаем похожие образы. Так, у обоих поэтов встречается образ березы как
Схожий финал и у стихотворения Пастернака. Этот поэт приравнивает к смерти стужу: …Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог Перелистывает стужа. В образной системе стихотворения «Три осени» преобладают метафоры и довольно много сравнений . Та же картина в стихотворении Пастернака — здесь все построено на метафорах и сравнениях . В плане синтаксиса у Ахматовой наблюдается обилие неполных предложений, передающих быстроту смены состояний природы: «Секунда, минута — и вот Приходит вторая, бесстрастна, как совесть…». В стихотворении Пастернака есть повторы, акцентирующие внимание на определенных описаниях, помогающие создать единый образ . Оба стихотворения созданы при помощи перекрестной рифмовки, с чередованием мужских и женских рифм.
Стихотворение Пастернака делится на катрены, у Ахматовой мы наблюдаем «вкрапление» в катрены двух строф с пятью строками. Таким образом, стихотворение Ахматовой «Три осени» и пастернака «Осень золотая» посвящены излюбленной поэтической теме — русской осени. Пастернак любуется и восхищается золотой осенью. Ахматова признается в любви в русской осени в целом, в которой она выделяет три поры.
Сравнивая эти два произведения, можно найти множество отличий. Однако есть нечто, объединяющее эти произведения, — огромная любовь ее авторов к России, к русской природе, слияние поэтов со своей родной страной и ее судьбой.