Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»
Автор: Пантелеева Ольга Владимировна педагог — психолог МБОУ гимназии городского округа г. Урюпинск Волгоградской области
Описание материала: Предлагаемое тренинговое занятие в интерактивной форме знакомит учащихся 10-12 лет с понятием толерантного общения и помогает смоделировать стиль толерантного поведения с окружающими людьми. Данный материал будет интересен школьным психологам и социальным педагогам.
Конспект тренингового занятия с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности «
Цель:
1. Знакомство подростков с понятием
2. Показать участникам тренинга значимость толерантного общения для решения различных проблем в социуме.
Материал: 3 шарфа для завязывания глаз, яблоко, разделенное на части, разноцветные стикеры, фломастеры, доска, мел.
Ход занятия
Психолог. Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как строить отношения с теми, кто не похож на вас.
Прежде чем мы начнем обсуждение, давайте проведем маленький эксперимент . Сейчас, я завяжу вам глаза и дам поочередно дотронуться до одного и того
Дети трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.
Психолог. Ваша задача — предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению
Психолог показывает целое яблоко и анализирует ответ учащихся вместе со всеми детьми:
— Какие шаги приближали вас к принятию общего решения?
— Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения?
Психолог. Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.
— Все вы смогли проявить очень хорошее качество личности — толерантность в общении. .
— Часто ли люди бывают, терпимы друг к другу в современной жизни?
Если человек отличается от нас по внешности, по убеждению, по мировоззрению, по физическим возможностям или национальности, языку, вере, какие чувства он может вызывать у нас?
— раздражение,
— равнодушие,
— агрессивность,
— удивление,
— презрение,
— высокомерие.
Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.
Давайте попробуем вместе это сделать.
— умение владеть собой,
— чуткость,
— доброжелательность,
— доверие,
— великодушие,
-бескорыстие
К какому же выводу мы можем подойти в нашей совместной работе?
Нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.
Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.
У вас есть стикеры — листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а у меня на доске ствол дерева толерантности .
Рефлексия:
— Что вам понравилось в занятии?
— Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?
— Одним словом оцените свое состояние во время занятия?
Итог занятия.
Ведущий благодарит за работу всех детей и подводит итог:
«Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми! «