Своеобразие жанра
Чехов обычно четко определял жанры своих драматических произведений. Так, например, «Иванов» и «Три сестры» он обозначил, как драмы, «Чайку» и «Вишневый сад» назвал комедиями . А «Дядя Ваня» имеет такой подзаголовок: «Сцены из деревенской жизни в четырех действиях». Не драма, не комедия — просто сцены…
И название нарочито будничное, домашнее: «Дядя Ваня»…
Так с самого начала проявляется замысел автора: заменить сюжетную остроту внешне спокойным, почти «хроникальным» изложением событий, рассказать
Как видите, самые чуткие зрители сразу же обратили внимание на чрезвычайно существенную сторону чеховского дарования, проявившуюся во всем его творчестве — и драматическом и прозаическом. Речь идет о принципиальном внимании автора
Основой повествования становится художественная правда, невиданные ранее простота и естественность воспроизведения жизни с ее скрытыми драмами и тревогами.
Первая поставленная на сцене большая пьеса Чехова «Иванов» заканчивалась самоубийством героя, которое происходило прямо на глазах у зрителей. В эпилоге «Чайки» Треплев тоже стреляется, но уже за пределами сцены. В «Дяде Ване» речь о самоубийстве заходит, но оно не осуществляется.
Эффектной концовки нет . На передний план выдвигается другое: глубокие размышления наиболее близких Чехову персонажей о смысле жизни.
М. Горький писал Чехову, что «Чайка» и «Дядя Ваня» — «новый род драматического искусства, в котором реализм возвышается до одухотворенного и глубоко продуманного символа… Другие драмы не отвлекают человека от реальностей до философских обобщений — ваши делают это».
Конечно, в сюжете «Дяди Вани» есть свои острые повороты, но в принципе Чехов отказывается от сложной сценической интриги; действие его пьес строится преимущественно на изображении внутреннего мира персонажей, и происходит это в самой повседневной обстановке.