Урок технологии во 2 классе «Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Cредняя общеобразовательная школа №6 г. Лениногорска»

Муниципального образования «Лениногорский муниципальный

Район»Республики Татарстан

Открытый всероссийский конкурс методических разработок

«Работаем по ФГОС»

Урок технологии во 2 классе

«Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном»

Суиндикова Асия Жаудетовна

Учитель начальных классов

Высшей категории

Аннотация. Презентация составлена для урока
технологии во 2 классе по теме: «Работа с волокнистым материалом. Русская красавица»». Яркая. красочная презентация поможет второклассникам быстро и с увлечением выполнить красивую аппликацию в виде кокошника.
В презентации содержится четкая пошаговая инструкция по выполнению работы. Используется познавательный материал, Дети учатся различать национальные костюмы разных народностей. Данная презентация поддержит интерес второклассников на протяжении всего урока.

Тема урока. Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном.

Плетение.

Изделие. Композиция «Русская красавица».

Цели

урока

Образовательные: познакомить с особенностями национального костюма; обучить плетению в три нитки ; закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов; обучать составлению технологической карты изделия.

Развивающие: Развитие творческих способностей, познавательной активности; развитие уверенности в своих силах.

Воспитательные: Воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи; формирование бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны.

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом.

Планируемые результаты

Предметные: Выполнять аппликацию и оформлять ее с учетом национальных традиций; использовать приемы работы с бумагой; применять правила безопасной работы с ножницами и клеем; выполнять прием плетения в три нити.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; контролировать свою деятельность на основе слайдового и текстового плана; ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить оценку своих действий и корректировать их;

Познавательные УУД: Искать и отбирать информацию о национальном костюме ; определять под руководством учителя особенности национального костюма; выделять детали праздничного женского головного убора и прически;

Коммуникативные УУД: Составлять рассказ об особенностях национального костюма на основе иллюстраций и собственных наблюдений; вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;

Личностные: формировать представление о себе как о гражданине России; проявлять интерес к предмету; формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны.

Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; групповая, фронтальная.

Ресурсы и оборудование У учащихся: заготовки для композиции , пайетки, бисер для украшения, шерстяные нитки, ножницы, клей, салфетка.

У учителя: мультимедийная презентация, проектор, компьютер, экран, готовое изделие.

Основные понятия и термины Народный костюм, рубаха, сарафан, епанечка, кокошник, лапти, лыко, пряха, ткачиха, вышивальщица, плетение, аппликация, технологическая карта изделия.

Метапредметные связи ОБЖ ; ИЗО ; история ; окружающий мир .

Литературные источники Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова «Технология» учебник для 2 класса, М., «Просвещение», 2012г.

Н. В. Шипилова, Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова «Технология. Методическое пособие с поурочными разработками», М., «Просвещение», 2012г.

Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Шипилова «Технология» рабочая тетрадь для 2 класса, М., «Просвещение». 2012г

1.ОРГ момент. Вхождение в урок.

— Добрый день, ребята! У нас сегодня необычный урок. У нас гости, поприветствуем их.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение по лицу, по плечу. Желаю вам удачи на уроке.

Упражнение «Ладошки». Дети соединяют свои ладошки. Кричалка

Мы ладонь к ладошке положили И всем дружбу предложили.

Будем дружно мы играть, Чтобы умными, добрыми стать!

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет! Мы друг друга уважаем?

Да, да, да!

Мы друг друга обзываем? Нет, нет, нет! Мы друг другу помогаем?

Да, да, да!

Как работаем в группе? .Спасибо — Тихонько садитесь.

2. Актуализация знаний учащихся.

-Вспомните чем занимались на прошлых уроках технологии? Выполняли композицию из помпонов домового,»русскую печь», плели коврик.

Скажите, пожалуйста, какое открытие мы сделали на уроке? .

Сейчас мы проверим из чего же делают ткань?

-У вас на столах лежат карточки с названиями и образцами тканей. Вам нужно подготовить сообщение из чего делают ткань. Работаем в группе, обменяйтесь ответами с партнером по плечу, по лицу Время работы 1 минуты Сингл раунд Робин Опрос. Стол № участник №

— Какие ткани получают из волокон растительного происхождения, а животного?

ВЫВОД. Мы выяснили, что из волокон люди создают различные ткани,- Как называется процесс получения пряжи из волокон? — Как называется процесс получения ткани из пряжи? А для чего нужны ткани?

3. Постановка темы и целей урока.

Вы сегодня особенно красивы, так как у нас гости. Но для человека важна не только красота внешняя, но и внутренняя.

-Вам знакома пословица : «Встречают по одежке — провожают по уму»?

-А как вы ее понимаете? Далеко не всегда под яркой упаковкой скрывается вкусная начинка.

Но эта же пословица, оказывается, может быть рассмотрена совсем с другой точки зрения.

А почему встречали по одежке наших предков? можете объяснить? Вот наша проблема, ответить мы не можем, постараемся ответить позже.

— Вы догадались чему будет посвящен наш урок? Какова его тема? Тема нашего занятия связана с тем, что каждый день необходимо всем людям. Это есть сейчас на вас, на мне, на гостях.

Это мы часто меняем. От этого зависит наше настроение и состояние. Это согревает нас и украшает. Но сегодня разговор пойдет не о нашей одежде, а об одежде наших предков. Кто такие предки?

Как называлось наше государство в давние времена?

— Что мы узнаем на уроке?

4. Открытие новых знаний

— Рассмотрите женский народный костюм. Как вы думаете, какие части одежды входят в русский национальный костюм?

— а в татарский?

Посмотрите внимательно. Где изображен повседневный костюм, а где праздничный?

— Почему вы так считаете? Рассмотрите иллюстрации. Попробуйте определить, где изображена пряха, ткачиха и вышивальщица? Работа по учебнику.

Чтение текста.

-Кроме того русские красавицы носили украшения. Посмотрите на иллюстрацию. Какие?

Из чего изготавливали ожерелья, серьги, монисту?

— Каждому человеку необходима обувь. Как называется обувь, которую носили на Руси? найти ответ в учебнике. Стр 61 Их плели из лыка или бересты. А у татар — татар чабата, ичиги. , береста или береста — верхний слой березовой коры) Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам — самой заметной части любого костюма

Догадайтесь о каком головном уборе пойдет речь? Сообщения подготовили ребята.

СООБЩЕНИЕ — Головной убор на Руси играл огромную роль, он издавна считался оберегом от злых чар. По нему можно было определить возраст женщины и семейное положение. Девушки носили косы или распущенные волосы, одевая лишь повязку, а с момента замужества

СООБЩЕНИЕ — Головной убор на Руси играл огромную роль, он издавна считался оберегом от злых чар. По нему можно было определить возраст женщины и семейное положение. Девушки носили косы или распущенные волосы, одевая лишь повязку, а с момента замужества

СООБЩЕНИЕ — От слова «кокош». Кокошью звали курицу, по их возгласам : «ко-ко-ко» оттуда и пошло название головного убора. Издавна у людей всех национальностей ценилась коса. Косы заплетали по-разному.

Русская девушка плела одну косу. Каждая девушка славилась косой чем больше коса, тем краше девица, отсюда и пословица «Девичья коса — всему миру краса». Объясните смысл половицы

Догадались о каком головном уборе идет речь?

Кокошник от слова «кокош» Кокошью звали курицу, по их возгласам «ко-ко-ко», оттуда и пошло название головного убора.

— С незапамятных времен художники и поэты восхищались красотой русской женщины. В каждой работе мы видим русских красавиц в великолепных нарядах и роскошных головных уборах — кокошниках, которые подчеркивают очаровательную нежность и трогательную красоту женских лиц. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне».А. С. Пушкин «Сказке о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди

— А как вы думаете, почему у замужней женщины головной убор должен был полностью закрывать волосы? , чтобы не привлекать излишнего внимания чужих мужчин)

— И мы сегодня делаем русскую красавицу. Изготовим кокошник и украсим его как русские мастерицы. Прежде чем приступить к работе, отдохнем немного.

5. Физминутка. Mix Pair Share — звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.

— Встаньте, задвиньте стульчики. перемещаемся 2 притопа, 2 хлопка. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» , затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление.

1 — Какую одежду носили на Руси?

Поблагодарите своего партнера.

А теперь на этот вопрос ответит… Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)

2 — Национальный головной убор у мужчин и у женщин в Татарстане?

— Ученики делятся своими партнерами по 15 секунды. Timed Pair Share.)Поблагодарите своего партнера.

— А теперь на этот вопрос ответит…

3 — Как называется обувь, которую носили на Руси?

Поблагодарите своего партнера.

— А теперь на этот вопрос ответит… ( Ответы учащихся:

4 — Какие русские народные праздники вы знаете? , а татарские

5- Головной убор, название которого произошло от курицы.

Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.

6. Практическая работа.

— Посмотрите какую русскую красавицу мы сегодня изготовим.

Какие материалы нам понадобятся для работы? Какие инструменты и приспособления нам понадобятся?

— Определите технику изготовления поделки.

— Укажите способ украшения.

Итак мы составили с вами технологическую карту.

Как называется изделие?

Какие материалы использовали?

Какие инструменты и приспособления понадобились?

Какую технику выполнения изделия использовали?

5. Укажите способ украшения.

Теперь приступаем к практической работе по плану.

1. Подготовка материалов и инструментов.

2. Раскрой. Вырезать размеченные детали, помня о правилах.

— Прежде чем приступить к работе в парах, вспомните, как нужно работать вместе. Об этом мы говорили в начале нашего урока .

— Вспомните правила работы с ножницами и клеем.

Ножницы — это НЕ игрушка;

НЕЛЬЗЯ оставлять ножницы раскрытыми;

НЕ подходить к товарищу во время работы;

С ножницами нужно работать, сидя за столом;

Класть ножницы кольцами к себе;

Следить за движением лезвий во время резания;

Передавать ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия;

Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе;

Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

3. Сборка. Сделаем и приклеим красавице челку. Сплетем косичку из2-3 нитей. У каждого на столе есть заготовка для плетения.

Сначала нить закрепить, работать лучше в паре — один держит заготовку у основания, другой плетет, потом можно поменяться ролями. Плести нужно плотно, чтобы между нитями не было просветов. Можно посмотреть образец готового изделия в учебнике.

Приклеим кокошник.

4. Отделка. Нарисовать личико русской красавице и украсить кокошник с помощью бисера, блесток, пайеток. Завершить композицию.

Учитель демонстрирует учащимся слайдовый план работы, в котором указана последовательность операций.

— Вы можете приступать к выполнению композиции «Русская красавица». Вам поможет в этом план, который мы вместе составили. Желаю вам успехов.

Во время выполнения работы звучит песня «Во поле березка стояла».

— Придумайте имя своей красавице.

7. Рефлексия. Выставка работ.

— Давайте оценим работы. Проводится выставка работ учащихся

Какие работы заслуживают оценки 5, какие 4? Почему? Выберите в своей группе самую лучшую работу.

-Понравился вам урок? Таке оф тач даун встают

— Доставила ли вам эта работа удовольствие?

— Кто сегодня узнал много нового и интересного?

8. Подведение итога.

Наш урок подошел к концу.

— Что такое кокошник?

— Кто его носил на Руси? Вернемся к нашей пословице помните какой, проблему то мы не решили. А почему встречают по одежде? О чем говорила одежда наших предков?

Так как одежка наших предков — это была визитная карточка, полное описание того, что собой представляет данный человек.

Во-1-х, в различных регионах, в различных местностях одежка была различная. И встретив человека в точно скроенной одежке, уже можно было прийти к выводу — откуда он.

Во-2-х, одежка очень верно отражала статус человека. Потому и встречали по одежде: одежка, вышитые на ней узоры могли «рассказать» и о том, к какому народу принадлежит человек, из какого он рода, в каких краях живет, домашний либо нет, сколько у него деток, чем занимается и т. д.

А вот провожали «по уму». Вдруг ты прибыл в княжеской одежке, тебя встречали как князя , а оказалось, что ты не только лишь других, да и себя защитить не можешь. Какой вывод можно сделать?

Каждый человек уникален и прекрасен по-своему. Нужно только найти в себе звездочку, которая будет сверкать! Так давайте будем стараться, чтобы наша «одежка» не очень сильно отличалась от нас самих.

Давайте будем любить и принимать себя такими, какие мы есть! Ведь мы это мы!

Русская красавица, Как же хороша!

Счастьем улыбается У тебя душа.

Сердце твое чистое, В нем корысти нет,

Очи же лучистые Источают свет!

Русская красавица, Нет тебя милей!

Ищут — зря стараются, По земле по всей!

На дом. Дома попробуйте нарисовать русскую красавицу в народном костюме

11

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок технологии во 2 классе «Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном»