Формирование психологического здоровья и здорового образа жизни средствами туризма и краеведения
При трансформации украинского общества особую значимость приобретают вопросы формирования человеком новых жизненных стратегий, компетентности, усиление гибкости и мобильности социального поведения. Чем мощнее жизненный ресурс человека, чем шире его социальные возможности, тем легче ему преодолеть кризисные настроения, овладеть конструктивно-преобразующей позицией. Однако на фоне общественных неурядиц, нестабильности повседневных условий жизни и труда приспособления к ним, формирования самодостаточной, цельной и внешне и внутренне
Современный мир через свою сложность, динамичность и противоречивость создает разнообразные проблемы для человека и властно вторгается в его личностное пространство. Социально-технологический прогресс приводит к росту негативного воздействия на личность информационных потоков, увеличение повседневных физических и психологических нагрузок, обострение экзистенционального чувство страха, неуверенности, растерянности и разочарования. Все это негативно сказывается на здоровье человека в целом и на психическом здоровье частности.
Учитывая то, что человеческая
Сохранение физического и психического здоровья личности, в частности подрастающего поколения — одна из важнейших задач нашего общества и, прежде всего, системы образования.
У школьников психическое здоровье — это сбалансированность внутренних и внешних факторов . Эксперты Всемирной организации здравоохранения на основе анализа результатов многочисленных исследований в разных странах уверенно довели, что нарушения психического здоровья чаще наблюдается у детей, страдающих от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Здоровье детей и подростков — основа здоровья нации. Состояние здоровья детей и подростков относится к важным медико-социальных проблем, потому что от него зависит будущее государства, его трудовой и интеллектуальный
Потенциал. Статистические данные свидетельствуют о росте за последние 10 лет заболеваний среди детей Украины на 20%.
Здоровье — это то без чего человек не может быть счастливым. Культура здоровья формируется путем целенаправленной напряженной работы над собой и приобретением знаний. Это знание здорового образа жизни.
В философском понимании образ жизни — это синтетическая характеристика совокупности типичных видов жизнедеятельности людей в сочетании с условиями жизни общества. Образ жизни охватывает все сферы общества: труд и быт, общественную жизнь и культуру, поведение людей и их духовные ценности. То есть, поведение или стиль жизни, является одним из важнейших элементов образа жизни в целом.
Школа — это жизненное пространство человека, в котором она находится около 70% своего времени, поэтому именно школа должна давать знания и умения организовывать жизнь, беречь и улучшать здоровье ребенка. При этом нужно учитывать социально-экономические, климатические и другие региональные и индивидуальные особенности, в которых воспитывается ребенок.
Поэтому еще в 2005 году в нашем учебном заведении возникла необходимость в создании таких условий в которых школьники смогли получить знания и умения о здоровом образе жизни, повышали самооценку и смогли постоянно развивать качества психологически здоровой личности. Все эти требования очень удачно реализует школьный туристический клуб «Горизонт».
Именно туризм способствует снижению усталости и повышению работоспособности учащихся. Кроме этого, при правильном подборе средств и оптимального двигательного нагрузки, они служат укреплению здоровья учащихся, формированию у них жизненно важных двигательных навыков и умений, воспитывает дисциплину, ответственность, формирует основы здорового образа жизни.
Во время занятий в нашем туристическом клубе перед воспитанниками возникают следуя цели и задачи — это воспитание позитивной жизненной позиции; необходимых в наше время таких психических качеств как — стресостойкисть, умение преодолевать трудности и невзгоды, воспитание смелости, решительности, силы воли; общительности, интереса к людей, уважения к ним; любви к свободе, стремление к независимости, самостоятельности. Реализация данной цели происходит в процессе развития у учащихся умения анализировать свои поступки, оценивать действия товарищей, стремиться к самопознанию, самовоспитанию.
Детско-юношеский туризм — это массовое движение детей и юношества с целью всестороннего развития и активного познания окружающего мира и самих себя средствами туристско-краеведческой деятельности. В свою очередь, туристская краеведческая деятельность — это комплексное средство гармоничного развития подростков и юношества, активного познания и доступного улучшения окружающего мира и самих себя, а это здоровье молодежи.
Туристско-краеведческая деятельность органично вошла в учебно-воспитательный процесс нашего учебного заведения. Она выполняет три основные функции: оздоровительно-спортивные, воспитательно-развивающую, образовательно-познавательную. Каждому функциональный компонент несет в себе конкретные цели.
Оздоровительно-спортивная функция туристско-краеведческой деятельности имеет целью совершенствование физического развития молодого поколения. Нагрузка, которые получает организм в походе, равномерно распределены во времени, чередование их с отдыхом и постепенный рост положительно влияет на физическое состояние человека. Круглосуточное пребывание на воздухе, ночлег в палатках способствуют закаливанию организма. Как правило, люди, систематически занимающиеся туризмом, практически не болеют простудными заболеваниями.
Туризм приучает к зрительному образу жизни и способствует формированию прикладных умений и навыков: ориентироваться на местности, преодолевать естественные препятствия, организовать быт в любом природном окружении.
Все это формируется только в походах. Движение с рюкзаком способствует развитию выносливости, силы, координации, ловкости и т. п..
Цель Воспитательно-развивающей функции туристско-краеведческой деятельности можно сформулировать так: воспитание альтруистической жизненной позиции; устойчивости, умение преодолевать трудности и невзгоды, воспитание смелости, решительности, силы воли; общительности, интереса к людям, уважения к ним; любви к свободе, стремление к независимости, самостоятельности. Реализация данной цели происходит в процессе развития у учащихся умения анализировать свои поступки, оценивать действия товарищей, стремиться к самопознанию, самовоспитанию.
Образовательно-познавательная функция туристско-краеведческой деятельности реализуется в процессе овладения учащимися природной и социальной среды. Разновидности маршрутов и районов путешествий способствуют удовлетворению таких потребностей подростков, как потребность в новизне, познании. Непосредственное восприятие окружающей среды в процессе туристско-краеведческой деятельности конкретизирует, дополняет и систематизирует знания учащихся.
Досуг молодежи — важная сфера развития личности, это деятельность в свободное время, благодаря которой человек удовлетворяет свои физические и духовные потребности. Однако далеко не всегда и не все подростки умеют разумно распоряжаться своим свободным временем, использовать его для своего полноценного развития.
Объем свободного времени у детей и юношества сегодня значительно превышает объем учебной и трудовой деятельности. Поэтому общество не должно быть пассивным до того, чем заполняется жизни детей и подростков.
Подростковый возраст является наиболее благоприятным в становлении характера человека. Этот возрастной период характеризуется заостренной эмоциональностью, открытием морально-духовного «Я», поиском своего места в мире, возможностью оценивать мотивы собственных решений и поступков.
Подростковому возрасту всегда было присуще желание увидеть мир, стремление к новому, необычному, к самоутверждению — именно того ждет и ищет и современная молодежь. Однообразие современной жизни не дает много впечатлений. Не решает этих задач и пассивный экскурсионный туризм.
Поэтому детей всегда привлекали и привлекают прогулки по лесу, туристские походы, наполненные романтикой, приключениями и открытиями, пусть маленькими. Занятия любым видом активного туризма реализуют потребность подростков в общении, романтике, испытании себя, в риске. В туризме заложены широкие возможности воспитания, повышения культурного, образовательного и интеллектуального уровня детей и молодежи.
Он расширяет кругозор, обогащает жизнь, является лучшим средством познания красоты природы, экологического и эстетического воспитания.
Туризм — это один из видов активного отдыха, в котором сочетаются познавательные, спортивно-оздоровительные то развлекательные цели. Основа достижения этих целей — туристическое путешествие, поход, во время которых человек удовлетворяет свои самые актуальные потребности: общение, спортивное совершенствование, двигательную активность, эстетическое развитие.
Параллельно происходит формирования коллектива. Важно распределить обязанности с учетом желаний и индивидуальных особенностей и дать возможность каждому ребенку попробовать себя в роли лидера. Это может быть лидер группы или лидер определенного дела.
В течение года каждый из членов группы бывает лидером, постоянно проходит перераспределение и коррекция обязанностей. Таким образом к лидерству привлекаются все.
Благодаря работе нашего туристического клуба много детей нашей школы смогли себя самореализовать, повысили самооценку, стали целенаправленными. Очень часто именно в туристические кружки приходят Дети, которые не смогли себя проявить, представить в других видах деятельности, имеющих проблемы в обучении и в дисциплине. И именно в туризме они могут себя проявить, потому что во время походов, соревнований на каждого участника возлагается большая ответственность.
Дети это понимают, поэтому при таких обстоятельствах чувствуют себя нужными и важными для окружающих.
В походе проверяется весь комплекс моральных, волевых и физических качеств. Юные путешественники закаляются во время преодоления трудностей, неожиданных препятствий, когда нужно быстро принять решение, проявить смекалку, выдержку.
Именно туризм помогает в формировании всесторонне развитой, физически, психологически и духовно здоровой личности.