«Сто лет одиночества», художественный анализ романа Габриэля Гарсия Маркеса
Над романом «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркес работал восемнадцать месяцев. Ради одной из самых популярных книг XX века писатель рискнул всем: отказался от должности пиар-менеджера, заложил машину, перестал общаться с друзьями и переложил все семейные проблемы на плечи жены. Законченное в 1966 году произведение было впервые опубликовано в июне 1967 года, в Буэнос-Айреса.
К началу XXI века переведенные на тридцать пять языков «Сто лет одиночества» разошлись по миру тиражом более чем в тридцать миллионов экземпляров.
Написанный
Хронотоп романа ограничен на пространственном и проницаем на временном уровне. История основания Макондо имеет непосредственную параллель с грехопадением Адама и Евы и изгнанием их из рая: заключение брака между двоюродным братом и сестрой и последующее
Рожденные молодой четой дети — сыновья Хосе Аркадио-младший и Аурелиано и дочь Амаранта закладывают основу для реализации идеи преемственности родовых черт:
- Тяги к науке ; Домовитости ; Красоты ); Постоянной жажды телесных наслаждений ; Сексуальной заинтересованности близкими родственниками , Хосе Аркадио-младший и Ребека — троюродный племянник и тетя , Аркадио и Пилар Тернера — сын и мать , Аурелиано Хосе и Амаранта — племянник и тетя , Аурелиано Вавилонья и Амаранта Урсула — племянник и тетя ); Воинственности и тяги к власти ; Стремлении к бесконечному созиданию и последующему разрушению ; Склонности к убийству .
В рамках локально-ограниченной территории Макондо реализуется модель национального бытия, состоящая из реальных исторических , мифологических , аллегорических и бытовых событий, в которых принимают непосредственное участие члены семьи Буэндиа.
Образ Макондо в романе имеет мифологическую основу — для большинства членов семьи Буэндиа он становится землей обетованной, раем, из которого они либо не хотят, либо не могут уйти, а если и уходят, то всегда возвращаются, как, например, это сделала Амаранта Урсула, получившая в Европе прекрасное образование, большое количество денег и безмерно обожающего ее мужа. Огромный каштан, растущий во дворе выстроенного Урсулой дома, около которого заканчивают свои последние дни родоначальник рода — Хосе Аркадио Буэндиа и его сын — полковник Аурелиано, — классический мифологический архетип мирового древа, связывающего воедино все сферы мироздания — небо, земную жизнь и преисподнюю.
Фантастические элементы , разговор Амаранты со Смертью, желтые бабочки, неизменно сопровождающие Маурисио Вавилонью, история рода Буэндиа, написанная на санскрите цыганом Мелькиадесом и др.) выступают в романе в качестве средств обнаружения глубинных смыслов реальности. Включенная в бытовой, приземленный контекст фантастика позволяет раскрыть, подчеркнуть, обратить внимание читателя на необычные явления, неизвестные факты, сильные страсти и яркие образы, встречающиеся в реальной жизни и являющиеся ее естественным, духовным продолжением: к примеру, члены семьи Буэндиа спокойно относятся к появлению в своем доме душ умерших, что полностью соответствует христианской модели мира, в которой «для Бога все живы» — и те, у кого еще есть земное тело, и те, кто его уже лишился.
Проблема человеческого одиночества объясняется в романе различными причинами — неспособностью любить , внешней оторванностью от других людей или своих любимых , внутренней и внешней слепотой, а также слишком сильными страстями, полностью захватившими души людей .
Финал романа утверждает идею конечности родовой жизни и мира, как такового, — в начале рождающегося, затем развивающегося и погрязающего в грехах и в итоге — вырождающегося и разрушающегося под воздействием естественных причин .