Конспект урока на тему «Как писать письмо»
Тема: «Как писать письмо»
Класс: 2.
Задачи урока:
Обогащение речеведческих знаний учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром как с разновидностью текста.
Знакомство со структурой письма и его стилистическими особенностями.
Овладение речевым этикетом и культурой выражения чувств.
Обучение написанию письма другу, родным и близким людям.
Воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в группе, чувство дружбы и взаимопомощи.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
Компьютер
План урока.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Слайд №1.
— Прозвенел звонок, внимание,
Хорошо, что все без опоздания.
Сядьте поудобнее, начинаем урок русского языка.
Я прошу вас быть внимательными и активными.
2. Сообщение темы и задач.
Слайд №2-4.
— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разными письмами, с правилами написания письма, узнаем, кому и для чего их пишут, и научимся писать письма своим
3. Вводная беседа.
Слайд №5-6.
Ребята! Догадайтесь, кто спешит к вам на урок.
Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне? Это он, это он Простоквашинский…
Правильно, почтальон.
В каких произведениях, написанных для детей, вы встречались с почтальоном? .
Сегодня к вам на урок пришел герой повести Э. Успенского почтальон Печкин. Послушайте, что он вам говорит:
— Ребята, а знаете ли вы, что такое письмо? .
Для того чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова.
Письмо. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
4. Какие бывают письма.
Слайд №7-9.
— В сумке у почтальона Печкина несколько писем. .
Прочитайте письмо и определите, кому и для какой цели оно написано.
Первое письмо.
Дорогой Иа-Иа!
Поздравляю с днем рождения!
Желаю всего-всего хорошего.
Желаю много-много счастья.
Шлю подарочек — очень полезный горшочек.
Твой Пух.
— Это письмо-поздравление, в котором Вини-Пух поздравляет своего друга с Днем рождения и шлет ему свои пожелания.
Ученики читают 8 слайд.
Второе письмо.
Дорогие ученые!
У Вас, наверное, тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин дядя Федор не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, что замерзнем мы с этим хворостом! Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее.
А то скоро будет поздно.
Уважающий Вас кот Матроскин.
— Это письмо ученым: письмо-информация. В нем сообщается, что в Простоквашино холодно. И кот Матроскин просит прислать ученых домашнее солнце.
Это письмо не только несет информацию, но и отражает настроение кота Матроскина.
Третье письмо.
Юный друг!
Всегда будь юным,
Ты взрослеть не торопись!
Будь веселым, дерзким, шумным.
Плачь и смейся невпопад.
Никогда не знай покоя,
Я сама была такою
Триста лет тому назад.
Черепаха Тортила.
— Это письмо-пожелание. В нем автор желает своему другу быть веселым, шумным, дерзким…
— Какие бывают письма? Кому они могут быть адресованы? Кого мы называем отправителем письма, а кого получателем или адресатом? .
Получателя письма называют адресатом — от немецкого слова «адрес».
5. Особенности текста письма, Структура письма.
Слайд 10-11.
— Можно ли считать письмо текстом? Почему? .
Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало , основную часть и концовку.
Но письмо имеет и свои особенности. Оно имеет адресата, ему присуще Приветствие, прощание, обращение.
Например: «Здравствуй, любимая бабушка!», «До свидания, моя милая мамочка!», «До скорой встречи».
В письме употребляются и другие вежливые выражения.
Например: «Извините, что я вас беспокою», «Прости, что долго не писал».
Учащиеся рассматривают таблицу «Как писать письмо», читают текст письма.
— Докажите, что Письмо — это текст. .
— Какие части, присущие тексту, вы видите в письме? .
— Что включает в себя начало?
— О чем говорится в основной части?
— Как завершается письмо?
Концовка может содержать много элементов: вопросы родителям, просьбы, благодарности, приветы, подпись и дату.
Не в каждом письме есть все эти элементы. Но вот вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах. Нередко письма начинаются с благодарности и вопросов к адресату, а уж потом идет сообщение о себе.
Вопросы — это важная составная часть письма к родителям и близким людям.
6. Физминутка.
Слайд 12.
— Я лежу на песке, на берегу реки, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял, в состоянии невесомости.
Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло. Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю ручки в горячий песочек, им тепло. Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал. Открываю глазки.
Как хорошо, что я на уроке, я сейчас буду конструировать письмо.
7. Конструирование письма .
Слайд 13-14.
Дети получают конверты, в которых находятся карточки с разными фразами из письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке.
Проверка работы.
— Какими фразами вам бы хотелось дополнить полученное письмо?
8. Оформление письма.
Слайд 15.
— Существует Порядок написания письма:
Существует порядок написания письма:
Письмо пишут четким, разборчивым подчерком;
Письмо пишут на аккуратном листе бумаги;
Письмо можно сопровождать рисунком;
С левого края писчей бумаги оставляют свободное поле шириной до 2,5 см.; такие же поля — сверху и снизу;
Письмо не пишут сплошным текстом; в нем может много красных строк.
9. Итог урока.
Слайд 16.
Для чего люди пишут письма?
Многие люди сохраняют письма от своих близких и родных. Как вы думаете, почему они это делают?
Какие письма хранятся у вас в семье?
Появилась ли у вас желание написать письмо своим близким или родным?
Как бы вы начали письмо?
Что бы вы написали в основной части?
Как бы вы его закончили?
10. Что будем делать дома.
Напиши и ты письмо , Соблюдай правила вежливости.