Конспект урока по истории «Реформы Петра I» 7 класс
Урок разработала учитель истории и обществознания Казанцева Л. Ф.
МБОУ «Большеусинская СОШ»
Тема урока » Реформы Петра I «.
Цели урока:
Охарактеризовать государственные реформы Петра I.
Определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
Показать изменения, происшедшие в положении церкви и ее отношениях с государством.
Задачи урока:
1. Показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления.
2.
Основные Понятия И Термины:
Абсолютизм, аристократия, Правительствующий сенат, генерал-прокурор, коллегии, Тайная канцелярия, Указ о единонаследии, Табель о рангах, губернии, провинции, магистрат, бурмистр, Святейший правительствующий Синод, обер-прокурор.
Оборудование урока:
— учебники История России. Конец 16-18 век.7 класс» Под редакцией А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной.
— ПК, мультимедиапроектор, презентация «Реформы Петра 1», видеофильм «Петр 1»
Тип урока : комбинированный
План
1.Реформа центрального управления.
2.Указ о единонаследии. Табель о рангах.
3.Областная реформа.
4. Реформа городского управления.
5.Церковная реформа.
6.Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».
7.Значение реформ.
Ход Урока:
1.Оргмомент.
2.Повторение темы «Итоги Северной войны. Реорганизация армии» .
Работа в парах по карточкам
3.Изучение нового материала
Первая стадия — вызов
Учитель: Прочитайте тему урока .Впервые ли вы изучаете реформы? Предположите, какие реформы необходимы были России в нач.18 века? Для выполнения этого задания я вам предлагаю поработать в парах, предложить свои ответы и наполнить ими «Корзину мнений».
Учащиеся выполняют работу в парах в течение 1-2 минут, каждая пара предлагает свои варианты ответов, учитель фиксирует предлагаемые ответы.
Учитель : Итак, корзина мнений заполнена, узнать, кто отправил в корзину правильные, а кто ошибочные ответы мы сможем только после знакомства с основными реформами Петра 1.
Вторая стадия — осмысление.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в группах:
1 группа — составляет схему государственного управления при Петре 1 .
2 группа — заполняет 2 колонку в таблице по коллегиям :
Чем ведала | |
Иностранных дел | Внешняя политика |
Воинская | Сухопутная армия |
Адмиралтейств-коллегия | Морской флот |
Юстиц-коллегия | Гражданский и уголовный суд |
Берг-коллегия | Горно-заводская промышленность |
Мануфактур-коллегия | Мануфактурная промышленность |
Коммерц-коллегия | Торговля |
Штатс-контор-коллегия | Государственные расходы |
Ревизион-коллегия | Контроль за финансами |
Камер-коллегия | Государственные доходы |
Вотчинная коллегия | Землевладение |
Главный магистрат | Контроль деятельности городских магистратов |
3 группа — работает над указом о единонаследии. Заполняет 2 и 3 колонки таблицы. Делает вывод.
Вотчина и поместье в России после 1714 года.
Указ Петра I от 1714 г. | После указа | |
Вотчина — наследственная собственность. Поместье — пользование землей при условии несения военной службы. | Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. | Поместье передается по наследству. Обязательность службы для дворян сохранялась. |
4 группа — Работает над табелем о рангах. Заполняет 3 колонку таблицы. Делает вывод.
В 1722 году царь принял Табель о рангах.
Чины военные сухопутные | Чины гражданские | Что давало? | |
I | Генералиссимус, Фельдмаршал | Канцлер | Власть, титулы , земли, деньги. |
II | Генерал от артиллерии | Действительный тайный советник | |
III | Генерал-лейтенант | Тайный советник | |
IV | Генерал-майор | Действительный статский советник | |
V | Бригадир | Статский советник | |
VI | Полковник | Коллежский советник | |
VII | Подполковник | Надворный советник | |
VIII | Майор | Коллежский асессор | |
IX | Капитан | Титулярный советник | Власть, титулы , земли, деньги |
X | Штабс-капитан | Коллежский секретарь | |
XI | — | Сенатский секретарь | |
XII | Поручик | Губернский секретарь | |
XIII | Подпоручик | Сенатский регистратор | |
XIV | Прапорщик | Коллежский регистратор |
В каждую коллегию входили: ________________________________________
_________________________________________________________________.
Создана Тайная канцелярия — занималась делами ______________________
_________________________________________________________________.
Вывод: Теперь старая и новая Аристократия уравнивалась и в служебном положении. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.
5 группа — работает над областной реформой. Рисуют схему разделения страны на губернии и провинции
1708 г — ……губерний Кто управляет? Кто назначает?
1719 г.-…..провинций. Кто управляет?
Какая коллегия была создана для управления Украиной? Кто управлял? Кто назначал?
6 группа — Работает над реформой городского управления.
Городская реформа .
В городах стали выбирать выборные органы — __________________________, во главе которых стояли ______________________________________.
Горожане делились на ___________и __________.Те подразделялись на ______и _________.
Чему способствовала?
7 группа — Работает над церковной реформой
В 1700 году ликвидировано__________, установлена Духовная коллегия — Святейший правительствующий_________ — управлял _________________.
В 1722 году за его надзором введена светская должность _________________, назначаемый ______.Священники несли миссию _______________.
Выступление команд. Ответы учащихся сопровождаются презентацией, в ходе которых еще раз обращается внимание на основные преобразования Петра 1.
Учитель: Рассмотрев основные реформы Петра, теперь вы можете определить: кто забросил в «корзину мнений» ошибочные ответы, а кто правильные.
Теперь вернемся к нашему плану. Какой вопрос остался без внимания? А можно ли без него представить полную картину, в каких условиях проходили реформы?
Для разъяснения этого давайте посмотрим на фрагмент видеофильма «Петр1» . После фрагмента — Вопрос: В чем вы видите вину царевича Алексея перед отцом и государством?
Значение петровских реформ. Комментированное чтение стр.120.
4.Закрепление изученного материала
Составление синквейна на тему «Реформы Петра 1».
1.Тема синквейна.
2.2 прилагательных.
3. 3 глагола.
4.Краткий вывод по теме.
5.Синоним темы синквейна.
5.Домашнее задание параграф №15, вопросы №1-5, новые слова, документы на стр.121.Эссе «Мое отношение к реформам Петра Великого».
6.Подведение итогов урока.
7. Стадия рефлексии .
Оценивание работы учащихся на уроке по схеме:
Я оцениваю себя-
Я оцениваю свою группу-
Я оцениваю класс-