Система работы по формированию устойчивых каллиграфических навыков у учащихся начальной школы
Томилова И. Г.,
Учитель начальных классов,
Учитель высшей категории
Орфографическое действие —
Один из аспектов письма.
Однако ученик может сосредоточить
На них свое внимание только тогда,
Когда письмо перестает быть предметом обучения.
Н. Г. Агаркова
Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них, далеко не каллиграфический почерк.
Что случилось с почерком, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе — эти вопросы
Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по общим подсчетам составляет 25 — 30 %.
Причины для возникновения этих трудностей предостаточно: и чисто педагогические, и медицинские, и физиологические.
Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму и понять, как помочь ученику, необходимо знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования, какое влияние может оказать на процесс
Их исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов. Эта проблема заинтересовала и меня.
Обучение письму — это в первую очередь выработка навыка графического. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений. Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать Введение в обучение Правил, которые учащиеся должны хорошо знать.
Это способствует сознательному овладению навыками письма. Сознательное усвоение особенно необходимо тогда, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Знание правил при письме должны формироваться очень кратко и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике.
Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.
В 1 классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма:
1) буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;
2) необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга;
3) писать надо красиво.
Особенности графического навыка в том, что это с одной стороны, двигательный навык то есть такое действие, которое опирается на первый взгляд лишь на мускульное усилие. С другой стороны в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки. Это придает письму характер сознательной деятельности.
Эта сторона письма как специфической человеческой деятельности и составляет главное в навыке письма.
В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:
А) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.;
Б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель и пр.;
В) письмо отдельных букв — строчных и прописных — без соединения с другими буквами;
Г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработки навыка соединения букв.
Детям предлагаются задания, игры, связанные со штриховкой для развития точности и уверенности руки.
Игра » От дома к дому » — задача для ребенка — точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы.
Игра «Кто быстрее — кто ровнее» — точность и координация графических движений. Она может проходить как соревнование в группах. Задача детей, сменяя друг друга, быстро проводить параллельные горизонтальные линии.
Игра «Парашютисты» — ребенок должен точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов.
При выполнении подобных заданий важно научит детей упражнять руку, развивать ее гибкость, точность движений.
Формирование графических навыков процесс сложный и длительный, ребенок. Изображая простейшие элементы той или иной буквы — прилагает максимум усилий, эмоционально переживает свои неудачи. Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6 — 7 лет слабо развиты мелкие мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, недостаточно развиты механизмы программирования сложно-координированных двигательных действий, низка выносливость к статистическим нагрузкам. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти.
Поэтому перед непосредственными графическими упражнениями предлагаю обязательную пальчиковую гимнастику, которая связана с речевым развитием первоклассников. Изображение руками мышек рыбок, птичек, зайчиков и т. д. сопровождается разучиванием и хоровым декламированием небольших стихотворений о них.
Для того чтобы добиться глубокого и осознанного усвоения детьми изображения рукописных букв, нужно проводить анализ в такой последовательности:
— рассматривание буквы, анализ ее элементов;
— сравнение новой с уже выученными на предыдущих уроках буквы;
— сопоставление рукописной буквы с соответствующей печатной;
— создание образа буквы.
Перед написанием детям предлагаются подготовительные упражнения:
— «письмо» буквы в воздухе с открытыми и закрытыми глазами;
— обведение «сухим пером» крупного образа буквы в тетради;
— ощупывание букв из наждачной бумаги в направлении письма;
— письмо мокрыми кисточками на доске;
— лепка букв из пластилина;
— письмо буквы под счет.
Письмо является «базовым» навыком, то есть навыком, на котором строится все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему так важна готовность руки ребенка к школьному обучению.
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности, старательного отношения к выполнению любой работы.
Велико значение умения пользоваться письменным способом общения для каждого человека. Письмо может стать подлинным средством общения, если будет четким и по возможности красивым.
В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважение к тому, кто будет читать написанное.
На уроках необходимо путем проведения специальных упражнений сформировать у учащегося такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали сохранению четкости почерка и обеспечивали бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в старших классах. Выработать у учащихся четкое красивое письмо невозможно в короткий срок, так как навык письма формируется медленно.
Достижения этой цели зависит от решения задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.
Поэтому для учителя в связи с проблемой исследования выдвигается Гипотеза : процесс формирования каллиграфических навыков младших школьников будет успешным, если педагог:
— знает психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма, гигиенические условия письма;
— осознает важность педагогических принципов обучения письму;
— имеет представление об исторических методах обучения чистописанию;
— знает различные системы работ по формированию каллиграфических навыков;
— выбирает эффективные приемы обучения каллиграфическим навыкам;
Анализирует графические ошибки детей при письме и на этой основе намечает способы их предупреждения и исправления.