Сочинение Смысл названия романа М. Шолохова «Тихий Дон»
Шолохов первоначально назвал роман-эпопею «Донщина», однако с расширением замысла изменил и название своей главной книги: «Тихий Дон». Так уж сложилось исторически, что казаки постоянно были независимыми, свободолюбивыми воинами, которые селились по окраинам русских земель и, по сути, несли на Руси пограничную службу, а в свободное от военных действий час сеяли хлеб. И Донское казачество не было в этом месте исключением. Земля на Дону жирная, богатая.
Да и нет в ней особого дефицита: бескрайни донские степи. «Степь-матушка, Дон-батюшка»
Размеренная жизнь земледельца чем-то напоминает течение реки: течет влага — идет час, немудреные события казачьей жизни сменяют одно другое: пахота, сев, покос, жатва.
Но как неизменны речные берега, так неизменна в основе своей и жизнь на лоне природы:
Историческое час вламывается в его хутор, срывает его с родных мест и ведет на войну. Не отсидеться казаку на печи, потому что с малых лет приучен он к седлу и шашке. И вот уже мерится жизнь казака не сменой времен года, а учениями да походами, сражениями да подвигами: линейно историческое час, нет в нем повторений, не важно ему, зимушка ли, весна на дворе.
Иным значением теперь наполняется заглавие романа: не река Дон, а почва Донщины, издавна заселенная казаками, имеется в виду, и от веку нет покоя этой земле.
Выходит, что «Тихий Дон» — оксюморон? О том, кстати, и старинные казачьи песни сложены, песни, взятые Шолоховым эпиграфом к роману: «Не сохами-то славная землюшка наша распахана: Распахана наша землюшка лошадиными копытами: «. Не тихий Дон в романе Шолохова: идет братоубийственная битва, льется кровь, один за другим гибнут казачьи роды.
Как и в старинной песне, бьются казаки за родную землю, щедро поливают ее собственной и чужой кровью, да что на той крови вырастет?
Не тем вспахивают казаки степь, не тем ее засевают; страшные урожаи соберут потом матери и вдовы. Не щадит свирепый XX век донских земель: ворвался в каждую станицу, любой курень, и вот уже, возвращаясь домой, не находят казаки свой жилище прежним: семь человек родных недосчитался Григорий к моменту своего последнего возвращения в Татарский, навсегда пресекся род Листницких, дотла сожжены курени и «белого» Коршунова, и «красного» Кошевого. Лишь по виду спокоен «тихий» Дон, никогда не знавший истинного покоя, но в XX век, красный от пролитой крови, соленый от вдовьих и материнских слез, речь возговорит славный тихий Дон: «Уж как-то мне все мутну не быть,/ Распустил я своих ясных соколов,/ Ясных соколов — донских казаков./ Размываются без них мои крутые бережки,/ Высыпаются без них косы желтым песком».
Но как никогда не иссякнуть щедрому потоку Дона, так не пресечься и донскому казачеству: многие сложили в бескрайних придонских степях головы, многие покалечены и телесно, и духовно войной, но не убита в казаках свобода к жизни. И вот женится, не дождавшись конца войны, Кошевой: хоть и не самый путевый он из казаков, да супруга ему досталась отменная, крепкой мелеховской породы. Вот возвращается ранним товским днем домой Григорий, возвращается и понимает, что удержало его на этой земле: «: вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий.
Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына: Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Замкнулся великий круг великого романа, возвратился основной герой туда, откуда начал он свой трагический путь, вернулся ранней весной, когда тает первый лед и природа уже готова снова расцвести, словно бы в первый раз. Носила Григория история по своим полям, ломала судьба, пытаясь выдернуть с корнями из этой земли, навсегда лишить казака родины, да Мелехов не Митька Коршунов: не сломать его, не оборвать ниточек, связывающих его с Доном, с его бескрайними степями.
Воз вращаются понемногу с войны сыны великой реки, возвращаются, чтобы существовать на этой земле. А там, где лед отошел от берега, видно, как тихий Дон катит свои живые воды в вечность свидетелем или участником описываемых событий, входит в образную систему произведения как ее составная часть, выступает как персональный человеческий характер, как мыслящая личность со своими стремлениями, своим отношением к людям, своей особой судьбой. phslHzjOS