«Макбет», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
Трагедия «Макбет» была создана Шекспиром в 1606 году, спустя три года после смерти королевы Елизаветы и вступления на престол сына казненной шотландской королевы Марии Стюарт — Иакова I. Произведение, основанное на Сюжете из шотландской истории, явилось не столько художественным, сколько политическим откликом на эпоху, в которой необходимо было развить шотландскую тему, подчеркнуть историческую дружбу Англии и Шотландии и рассказать о популярных при новом королевском дворе ведьмах и колдовстве.
Исторические события и образы, легшие
Характер главного героя — мудрый и справедливый у Холиншеда Шекспир превратил в злодейский и деспотический, но не сразу, а постепенно, показав его эволюцию под воздействием сил зла . Благородный по натуре
Леди Макбет у Холиншеда описывается одной фразой, раскрывающей честолюбие женщины, ее желание стать королевой и словесное воздействие на мужа, не решающегося бросить вызов судьбе. На основе прочитанного Шекспир создал яркий женский характер, сочетающий в себе тягу к злодейству и невозможность пережить совершенное преступление. Хождение леди Макбет во сне, ее попытки смыть с рук кровь и разговоры вслух свидетельствуют о помрачении рассудка.
Последующее самоубийство королевы указывает на резкое неприятие преступления человеческой натурой. Сильная, мужественная, способная на любой поступок ради власти леди Макбет к концу трагедии становится слабой и болезненной женщиной, между тем, как ее муж, напротив, ожесточается и теряет всякий страх перед убийством себе подобных .
Бесстрашие Макбета отчасти объясняется его излишней верой в потусторонние предсказания. Выслушав от вызванных ведьмами призраков информацию о том, что его власть не кончится до тех пор, пока не пойдет Бирнамский лес, а его жизни ничего не угрожает от руки рожденного женщиной, король решает, что он всемогущ и чуть ли не бессмертен. Ошибка Макбета заключается в том, что он трактует их слова буквально и воспринимает услышанное через призму обычных человеческих представлений о том, что возможно, а что нет: король никогда не видел живых деревьев, все люди, по его мнению, могут быть рождены только женщинами.
Когда Макбету открывается переносное значение предупреждений призраков, он смиряется со своей судьбой и предпочитает погибнуть, нежели выставить себя на всеобщее поругание как тирана.
Образу Макбета в трагедии противопоставлены образы Банко , Макдуфа и Малькольма . Характер Банко намеренно идеализируется английским драматургом: реальный герой был другом и сообщником Макбета в убийстве короля Дункана, литературный персонаж — ничего не ведающий друг, предостерегающий полководца от попадания в сети зла.
Два ключевых убийства трагедии рисуются Шекспиром несколько иначе, чем это было в действительности: у Холиндшеда короля убивают подосланные слуги, у Шекспира сам Макбет; у Холиншеда убийство Банко происходит после пира у Макбета, у Шекспира — до. Внесенные английском драматургом изменения в первом случае подчеркивают резкое грехопадение Макбета — в одну ночь от верного подданного и благородного человека до подлого изменника и убийцы, во втором — внутренний накал страстей и необходимое продолжение колдовской тематики. Призрак Банко занимает место Макбета на пире не случайно: он предрекает скорую гибель полководца и свое будущее воцарение в лице восьми королей, один из которых в показанном полководцу видении держит в руке тройной скипетр, указывающий на подчинение ему трех стран — Англии, Шотландии и Ирландии.
Дух убитого Банко видит только Макбет. Здесь Шекспир следует поверьям своей эпохи, согласно которым призрак является конкретному человеку и остается невидимым для всех остальных. Зная об этом, леди Макбет пытается убедить присутствующим на царском пире вельмож в болезни мужа: припадки, по мнению королевы, более безопасное объяснение поведения Макбета, нежели подтверждение присутствия призрака, являющегося прямым указанием на совершенное главным героем преступление.
Внесение в трагедию сверхъестественного элемента в виде трех ведьм и их предводительницы Гекаты стало отправной точкой для завязки внутреннего конфликта и объяснения причин внезапного изменения личности верного Дункану полководца. Внешняя сторона колдовской тематики была позаимствована Шекспиром из устных преданий и демонологических трактатов, популярных в Англии на рубеже XVI-XVII веков Р. Скотта).