«Белая гвардия», анализ романа Булгакова
История создания
Роман «Белая гвардия» создавался около 7 лет. Первоначально Булгаков хотел сделать его первой частью трилогии. Писатель начал работу над романом в 1921 г., переехав в Москву, к 1925 г. текст был практически закончен.
Еще раз Булгаков правил роман в 1917-1929 гг. перед публикацией в Париже и Риге, переработав финал.
Варианты названий, рассматриваемые Булгаковым, все связаны с политикой через символику цветов: «Белый крест», «Желтый прапор», «Алый мах».
Роман был опубликован в журнале Россия № 4,5 за 1925 г.,
В 1925-1926 гг. Булгаков написал пьесу, в окончательной редакции названную «Дни Турбиных», сюжет и герои которой совпадают с романными. Пьеса поставлена во МХАТе в 1926 г.
Литературное направление и жанр
Роман «Белая гвардия» написан в традициях реалистической литературы 19 в. Булгаков использует традиционный прием и через историю семьи описывает историю целого народа и страны. Благодаря этому роман приобретает черты эпопеи.
Произведение начинается как семейный
Роман «Белая гвардия» исторический. Автор не ставит перед собой задачу объективно описать политическую ситуацию в Украине в 1918-1919 гг. События изображены тенденциозно, это связано с определенной творческой задачей. Цель Булгакова — показать субъективное восприятие исторического процесса определенным, близким ему кругом людей.
Этот процесс воспринимается как катастрофа, потому что в гражданской войне нет победителей.
Булгаков балансирует на грани трагедийности и фарса, он ироничен и акцентирует внимание на провалах и недостатках, упуская из виду не только положительное , но и нейтральное в жизни человека в связи с новыми порядками.
Проблематика
Булгаков в романе уходит от социальных и политических проблем. Его герои — белая гвардия, но к этой же гвардии принадлежит и карьерист Тальберг. Симпатии автора не на стороне белых или красных, а на стороне хороших людей, которые не превращаются в бегущих с корабля крыс, не меняют под влиянием политических перипетий своего мнения.
Таким образом, проблематика романа философская: как в момент вселенской катастрофы остаться человеком, не потерять себя.
Булгаков создает миф о прекрасном белом Городе, засыпанном снегом и как бы защищенном им. Писатель задается вопросом, от его зависят исторические события, смена власти, которых Булгаков в Киеве в гражданскую войну пережил 14. Булгаков приходит к выводу, что над человеческими судьбами властвуют мифы. Мифом, возникшим на Украине «в тумане страшного восемнадцатого года», он считает Петлюру.
Такие мифы порождают лютую ненависть и заставляют одних, поверивших в миф стать его частью без рассуждения, а других, живущих в другом мифе, до смерти бороться за свой.
Каждый из героев переживает крушение своих мифов, а некоторые, как Най-Турс, умирают даже за то, во что уже не верят. Проблема утраты мифа, веры — важнейшая для Булгакова. Для себя он выбирает дом как миф.
Жизнь дома все-таки длиннее, чем человека. И действительно, дом дожил до наших дней.
Сюжет и композиция
В центре композиции — семья Турбиных. Их дом с кремовыми шторами и лампой с зеленым абажуром, которые в сознании писателя всегда ассоциировались с покоем, домашним уютом, похож на Ноев ковчег в бурном житейском море, в вихре событий. В этот ковчег со всего мира сходятся званые и незваные, все единомышленники.
В дом вхожи боевые товарищи Алексея: поручик Шервинский, подпоручик Степанов , Мышлаевский. Здесь они находят морозной зимой кров, стол, тепло. Но главное не это, а надежда, что все будет хорошо, так необходимая и самому молодому Булгакову, который оказывается в положении своих героев: «Жизнь им перебило на самом рассвете».
События в романе разворачиваются зимой 1918-1919 гг. . За это время в городе меняется власть: бежит вместе с немцами гетман и входит в город Петлюра, правящий 47 дней, а в конце бегут и петлюровцы под канонаду красноармейцев.
Символика времени очень важна для писателя. События начинаются в день Андрея Первозванного, покровителя Киева , а заканчиваются Сретеньем . Для Булгакова важен мотив встречи: Петлюры с красной армией, прошлого с будущим, горя с надеждой. Себя же и мир Турбиных он ассоциирует с позицией Симеона, который, взглянув на Христа, не принял участия в волнующих событиях, а остался с Богом в вечности: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко».
С тем самым Богом, который в начале романа упоминается Николкой как печальный и загадочный старик, улетающий в черное, потрескавшееся небо.
Роман посвящен второй жене Булгакова, Любови Белозерской. У произведения два эпиграфа. Первый описывает буран в «Капитанской дочке» Пушкина, в результате которого герой сбивается с пути и встречается с разбойником Пугачевым.
Этот эпиграф объясняет, что вихрь исторических событий подробен снежному бурану, так что легко запутаться и сбиться с верного пути, не узнать, где хороший человек, а где разбойник.
Зато второй эпиграф из Апокалипсиса предостерегает: все будут судиться по делам. Если ты выбрал неверную дорогу, заблудившись в жизненных бурях, это тебя не оправдывает.
В начале романа 1918 г. называется великим и страшным. В последней, 20 главе Булгаков отмечает, что следующий год был еще страшней. Первая глава начинается с предзнаменования: высоко над горизонтом стоят пастушеская Венера и красный Марс.
Со смерти матери, светлой королевы, в мае 1918 г. начинаются семейные несчастья Турбиных. Задерживается, а потом уезжает Тальберг, появляется обмороженный Мышлаевский, приезжает из Житомира нелепый родственник Лариосик.
Катастрофы становятся все более разрушительными, они грозят уничтожить не только привычные устои, покой дома, но и сами жизни его обитателей.
Николка был бы убит в бессмысленном сражении, если бы не бесстрашный полковник Най-Турс, сам погибший в таком же безнадежном бою, от которого защитил, распустив, юнкеров, объяснив им, что гетман, которого они собираются защищать, ночью убежал.
Ранен Алексей, подстреленный петлюровцами, потому что ему не сообщили о роспуске защитного дивизиона. Его спасает незнакомая женщина Юлия Рейсс. Болезнь от ранения переходит в тиф, но Елена вымаливает у Богородицы, Заступницы жизнь брата, отдавая за нее счастье с Тальбергом.
Даже Василиса переживает набег бандитов и лишается своих сбережений. Эта неприятность для Турбиных вообще не горе, но, по словам Лариосика, «у каждого свое горе».
Горе приходит и к Николке. И оно не в том, что бандиты, подсмотрев, как Николка прячет кольт Най-Турса, воруют его и им же угрожают Василисе. Николка сталкивается со смертью лицом к лицу и избегает ее, а бесстрашный Най-Турс погибает, и на Николкины плечи ложится обязанность сообщить о гибели его матери и сестре, найти и опознать тело.
Роман заканчивается надеждой на то, что и новая сила, вступающая в Город, не разрушит идиллии дома на Алексеевском спуске 13, где волшебная печка, которая грела и растила детей Турбиных, теперь служит им взрослым, а единственная оставшаяся на ее изразцах надпись сообщает рукой друга, что для Лены взяты билеты на Аид . Таким образом, надежда в финале смешивается с безнадежностью для конкретного человека.
Выводя роман из исторического пласта во вселенский, Булгаков дает надежду всем читателям, потому что пройдет голод, пройдут страдания и муки, а звезды, на которые и нужно смотреть, останутся. Писатель обращает читателя к истинным ценностям.
Герои романа
Главный герой и старший брат — 28-летний Алексей.
Он слабый человек, «человек-тряпка», а на его плечи ложится забота обо всех членах семьи. Он не имеет хватки военного, хотя и принадлежит к белой гвардии. Алексей — военный врач.
Его душу Булгаков называет сумрачной, такой, которая любит больше всего женские глаза. Этот образ в романе автобиографичен.
Алексей рассеянный, за это чуть не поплатился жизнью, сняв с одежды все отличия офицера, но забыв о кокарде, по которой его и узнали петлюровцы. Кризис и умирание Алексея приходится на 24 декабря, Рождество. Пережив смерть и новое рождение через ранение и болезнь, «воскресший» Алексей Турбин становится другим человеком, глаза его «навсегда стали неулыбчивыми и мрачными».
Елене 24 года. Мышлаевский называет ее ясной, Булгаков зовет рыжеватой, ее светящиеся волосы подобны короне. Если маму в романе Булгаков называет светлой королевой, то Елена больше похожа на божество или жрицу, хранительницу домашнего очага и самой семьи.
Булгаков писал Елену со своей сестры Вари.
Николке Турбину 17 с половиной лет. Он юнкер. С началом революции училища прекратили свое существование.
Их выброшенные ученики называются искалеченными, не детьми и не взрослыми, не военными и не штатскими.
Най-Турс представляется Николке человеком с железным лицом, простым и мужественным. Это человек, который не умеет ни приспосабливаться, ни искать личной выгоды. Он умирает, исполнив свой долг военного.
Капитан Тальберг — муж Елены, красавец. Он старался подстроиться к быстро меняющимся событиям: как член революционного военного комитета он арестовывал генерала Петрова, стал частью «оперетки с большим кровопролитием», выбирал «гетмана всея Украины», так что должен был убежать с немцами, предав Елену. В конце романа Елена от подруги узнает, что Тальберг предал ее еще раз и собирается жениться.
Василиса занимал первый этаж. Он — отрицательный герой, стяжатель. По ночам он прячет в тайник в стене деньги. Внешне похож на Тараса Бульбу.
Найдя фальшивые деньги, Василиса придумывает, как он их пристроит.
Василиса, в сущности, несчастный человек. Ему самому тягостно экономить и наживаться. Жена его Ванда крива, волосы ее желты, локти костлявые, ноги сухие.
Тошно жить Василисе с такой женой на свете.
Стилистические особенности
Дом в романе — один из героев. С ним связана надежда Турбиных выжить, выстоять и даже быть счастливыми. Тальберг, не ставший частью семьи Турбиных, разоряет свое гнездо, уезжая с немцами, поэтому сразу теряет защиту турбинского дома.
Таким же живым героем выступает Город. Булгаков умышленно не называет Киев, хотя все названия в Городе киевские, немного переделанные . Город живет, дымится и шумит, «как многоярусные соты».
В тексте много литературных и культурных реминисценций. Город у читателя ассоциируется и с Римом времен заката римской цивилизации, и с вечным городом Иерусалимом.
Момент подготовки юнкеров к защите города связывается с Бородинской битвой, которая так и не наступает.
Ирреальный пласт романа — сны и болезненные видения героев. Это и их настоящие страхи, и предвиденья, предзнаменования будущего, как Най-Турс в раю, явившийся Турбину незадолго до своей смерти.
В романе множество символов и символических деталей. Светящийся неоновый крест каменного Владимира, защитника Города, превращается в грозный меч, готовый защищать белую гвардию. Белый цвет перестает быть отражением политических взглядов героев и становится символом Христа, потому что все они сохранили в катастрофе главную ценность — душу.