Синдром третьей четверти

Ребенок едва доживает до новогодних каникул, пытается отоспаться во время праздников, но после каникул, вопреки ожиданиям, все признаки усталости не только не исчезают, но, напротив, нарастают. Единственно, где становится немного легче — на уроках физкультуры или во время подвижных игр после уроков. Только это зачастую вызывает недоумение или раздражение родителей: «За уроки не заставишь сесть, а во дворе готов до ночи проторчать!» Что же происходит с детьми к середине учебного года? Педагоги и врачи называют это снижение работоспособности

зимой и к началу весны синдромом третьей четверти.

Тем не менее, школьная программа построена таким образом, что именно на вторую и третью четверти учебного года выпадает наибольшая учебная нагрузка. Почему-то считается, что в первой четверти ученик еще «не раскачался», а вот во второй и третьей четвертях способен усиленно заниматься и хорошо усвоить основную часть программы. Давайте попробуем разобраться в причинах развития синдрома третьей четверти и наметить пути его преодоления… В жизни каждого человека, как и всего живого на земле, большую роль играют так называемые циркадные ритмы. К ним относятся

ритмы смены дня и ночи, ритмы смены времен года, жизненные возрастные ритмы и многое другое.

Нормальная смена ритмов во многом управляет нашим настроением и даже поведением. Так, летом, когда продолжительность светового дня большая, мы легко встаем рано и допоздна не хотим спать. Зимой с укорочением светового дня нам трудно заставить себя рано встать; немного помогает в этом хорошее освещение наших домов и квартир, но это противоречит программе, которую дала нам природа.

Если организм ребенка ослаблен перенесенными заболеваниями или большой эмоциональной нагрузкой , то преодолевать природную программу становится все труднее, затем происходит ее сбой. Тяжело преодолевается и нехватка дневного света. Если долго стоит пасмурная погода, давно не видно солнца, настроение портится и мы начинаем болеть чаще.

Самое интересное, что тяжелее всего мы переносим даже не низкую температуру, а именно длительное отсутствие солнца. Следствием этого можно считать увеличение числа эмоциональных депрессий и повышение заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями, которое началось необычно рано. Необычные погодные условия, как любой стресс, ослабляют организм, способствуют снижению уровня иммунной защиты — и как следствие растет число заболеваний. И чем дольше продолжается стрессовое воздействие, тем больше угнетается иммунная система, тем чаще и тяжелее мы болеем. Длительная зима, даже очень холодная, но снежная, когда от снега становится светлее, переносится гораздо легче, чем менее холодная, но бесснежная.

Свою роль играют прогулки на воздухе и походы на лыжах, как и другие физические упражнения. Разумно дозированная и приятная для организма нагрузка способствует выработке гормонов радости и удовольствия — эндорфинов, которые до минимума уменьшают неблагоприятное воздействие любого отрицательного стресса. Уже с начала осени, во всяком случае зимой, необходимо провести профилактическую витаминотерапию.

Для этого годятся не только широко рекламируемые витаминные комплексы, но и самые простые поливитамины, в состав которых входят витамины групп С, В, Д; неплохо сочетать с ними пищевые добавки, содержащие эхинацею — естественный иммуномодулятор. Курс витаминотерапии рекомендуется проводить всем детям, даже если в их рацион входит много фруктов и овощей в натуральном виде, так как зимой и особенно к весне содержание витаминов во фруктах и овощах значительно снижается. Неплохой эффект дает добавление к рациону различных травяных чаев — ромашки, мяты, зверобоя. Детям, легко возбудимым и плохо засыпающим, можно рекомендовать успокаивающие растения: корень валерианы, пион, мелиссу, мяту.

Если ребенок просыпается с трудом, лучше сдвинуть время его отхода ко сну на час-полтора. Он успеет выспаться и легче будет вставать по утрам. Как не странно, легче переносят перестройку на зиму дети-жаворонки.

Они спокойно и даже с удовольствием раньше укладываются в постель и не так страдают по утрам. А вот совятам трудно и вечером уснуть, и утром встать… Часто в их рацион мы рекомендуем добавлять 10 — 15 капель настойки лимонника или элеутерококка . Физические упражнения на занятиях в школе и после нее тоже сослужат ребятам хорошую службу — пу

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Синдром третьей четверти