Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Я странен, а не странен кто ж? – Тот, кто на всех глупцов похож… А. С. Грибоедов

В грибоедовское время “ум” понимался широко – как интеллигентность, просвещенность. Понятия “ум”, “умник”, “умный” употреблялись в значении “вольнодумство”, “вольнодумец”, человек передовых убеждений, носитель новых идей, независимых свободолюбивых взглядов. Противоположный смысл придавался словам “глупец”, “глупость”, то есть отсталый, консервативный, реакционный.

Первоначально Грибоедов назвал свою

комедию “Горе уму” – этим он хотел подчеркнуть драматическое положение ума в обществе мракобесия и косности. Высказывание самого Грибоедова о замысле и основном конфликте произведения помогает понять смысл заглавия пьесы: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”.

Уже в первом действии комедии определена та политическая обстановка, при которой в обществе нет и не может быть места думающим: “Ведь нынче любят бессловесных”. В эпоху

Александра I в России усилилась реакция, установился аракчеевский режим, когда нужны были не деятельные умы, а бессловесные, молчаливые исполнители, служащие “не делу, а лицам”. Все оригинальное, самобытное, смелое душилось, все, кто осмеливались иметь собственное независимое суждение, казались властям просто сумасшедшими, их уделом было горе от ума.

Именно ум Чацкого – первопричина его столкновения с фамусовским обществом и его личной драмы. Лучшие человеческие качества Чацкого делают его в представлении окружающих сначала “чудаком”, “странным человеком”, а потом безумцем. Главный герой понимает “предназначенье века” и, будучи гражданином, патриотом, не может “в постыдной праздности влачить свой век младой”.

Он борется с обществом обличающим словом. Чацкий бросает в лицо фамусовскому обществу гневные, обличительные слова о бездумном подражании иностранцам, в презрении к родному языку, к народу, национальной культуре. Убеждения Чацкого глубоко выстраданы.

Образ жизни московской столичной знати для него неприемлем. Чацкий прекрасно знает, что ждать перемен в высшем свете не приходится:

Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два.

Прошедший век, которым так восхищался Фамусов, Чацкий называет “веком покорности и страха”. В монологе “А судьи кто?..” он обрушивается на тех “негодяев знатных”, которые меняют слуг на борзых собак, сгоняют для своих затей на крепостной балет “от матерей, отцов отторженных детей” и распродают их “поодиночке”. Все выпады Чацкого против великосветской знати согреты горячей любовью к отчизне и к ее “умному и доброму” народу.

Среди гостей Фамусова Чацкий совершенно одинок. Для них, привыкших жить по заветам, оставленным им в наследство “веком минувшим”, он чужой, мало того – “карбонарий”. Чацкому в комедии противостоят Фамусов, Молчалин, Скалозуб.

Каждый из них по-своему умен.

Грибоедов в образах комедии воплотил свое представление о двух типах “ума”. Чацкий – носитель настоящего ума – светлого, пытливого, ищущего истину. Ум фа-мусовцев – житейский, практический, пошлый, служит средством для личного преуспевания.

Для Чацкого высшая ценность – “ум, алчущий познаний”. Он превыше всего ставит в людях ум и оценивает их по уму. Такие же люди, как Молчалин и Фамусов, понимают “ум”, как уменье жить, то есть приспосабливаться к жизни, тратить все свои интеллектуальные силы на то, чтобы “и награжденья брать, и весело пожить”.

У людей фамусовского круга свои понятия о ценностях жизни, свои представления о том, как преуспеть в обществе, как продвинуться по службе.

Фамусов:

Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь;Будь плохонький, да если наберетсяДуш тысячки две родовых, – Тот и жених.

Молчалин:

В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь…Ведь надобно ж зависеть от других.

Репетилов убежден: “умный человек не может быть не плутом”. Софья не раз высказывает сомнение в достоинствах и роли ума. “Зачем ума искать и ездить так далеко?” – спрашивает она, имея в виду Чацкого. Софья использует свой острый ум для откровенной лжи и распускания слухов.

Именно ей Чацкий обязан сплетней о своем сумасшествии.

Все гости фамусовского дома с презрением относятся к наукам, просвещению. Недаром образованность и свободомыслие Чацкого принимается ими за сумасшествие. Источником всякого зла Фамусов считает просвещение:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

У него даже есть рецепт того, как избавиться от этой “чумы”: “Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь”. Ему вторит Хлестова, проклиная все очаги просвещения – “пансионы, школы, лицеи, Петербургский институт”. Скалозуб мечтает о том, чтобы в “лицеях и гимназиях” обучали “по-нашему: раз, два!..”

Необразованность, пренебрежение всяческими нравственными принципами, зависимость от мнений высшего света, общественная бесполезность – черты, которые объединяют в комедии всех членов фамусовского общества.

Создав образ Чацкого, Грибоедов показал, что ум – могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом. Именно такой ум расценивался в фамусовском обществе как безумие, сумасшествие. Грибоедов рассказал о горе вольнодумца, противостоящего косному обществу крепостников.

Заглавие комедии указывает на неизбежность трагедии умного передового человека в обществе Фамусовых. Трагедия Чацкого – это трагедия лучших людей эпохи.




Lexicology is.
Сейчас вы читаете: Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”