Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой
Тайна поэтического творчества. Тема творческого процесса отражалась в произведениях многих поэтов. Для А. А. Ахматовой писать было так же естественно, как дышать.
В цикле «Тайны ремесла» поэтесса попыталась раскрыть свое понимание творчества, которое продолжает традицию восприятия процесса написания стихотворений как осуществление посреднической связи между Творцом и миром людей , Объяснить это таинство невозможно, в нем «все быть должно некстати». И естественность, и простота, с которой порой рождается поэзия, роднит ее с живым
Когда б вы знали, из какого сораРастут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора. Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене…И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.
Поэтическое вдохновение может приходить из окружающего мира природы, а может быть даровано и Божественным прикосновением :
Так я, Господь, простерта ниц:Коснется ли огонь небесныйМоих сомкнувшихся ресницИ немоты моей чудесной? «Я так молилась…»
Своеобразие развития темы поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Продолжая традиционную
Муза! ты видишь, как счастливы всеДевушки, женщины, вдовы…Лучше погибну на колесе, Только не эти оковы. «Музе»
Однако появление «музы-сестры» в жизни лирической героини предопределяет ее дальнейшую судьбу. В мире поэзии, где царствуют мужчины, женщине приходится отстаивать свое право называться поэтом.
Творческий дар поэтесса готова отдать вслед за всем, что только может быть ценного в человеческой жизни, лишь бы мир и покой вернулись на землю Родины, т. к. для А. А. Ахматовой служение поэзии было неразрывно связано с темой России:
Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар, — Так молюсь за Твоей литургиейПосле стольких томительных дней, Чтобы туча над темной РоссиейСтала облаком в славе лучей. «Молитва»
Образ родной земли раскрывается в одноименном стихотворении, но поэтесса поступает очень неординарно, используя сочетание «родная земля» в буквальном смысле:
Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошимТот ни в чем не замешанный прах. «Родная земля»
От такого приземленного определения Ахматова переходит к философскому осмыслению:
Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно — своею. «Родная земля»
В простоте и незамысловатости образа родной земли раскрывается талант автора, не сочинявшего «стихи навзрыд», а исполнявшего свое поэтическое предназначение. Вдохновение, ниспосланное свыше, постепенно начинает осознаваться как смысл жизни. За внешней легкостью поэзии раскрываются страдания и муки. Так, появление Музы в одноименном стихотворении 1924 г. становится завораживающим волшебством, а предчувствие вдохновения погружает поэта в пограничное между Жизнью и Смертью состояние:
Когда я ночью жду ее прихода, Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свободаПред милой гостьей с дудочкой в руке.»Муза»
Нежный образ «гостьи с дудочкой в руке» придает сцене легкость и возвышенность. Но как меняется интонация повествования к финальным строкам, когда действия столь эфемерного существа демонстрируют энергию и твердость, — «вошла», «взглянула». Еще большая сила наполняет образ в диалоге лирической героини и Музы:
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?» Отвечает: «Я».
Муза Ахматовой реалистична и по-мужски сурова. Поэзию А. А. Ахматовой отличает гражданственность, которая роднит лирику поэтессы с творчеством Н. А. Некрасова. Поэт не может быть отделен от эпохи и от своего народа.
Всю чашу страданий поэт выпивает наравне со всеми своими современниками. Его сердце живет теми бедами и невзгодами, которые выпадают на долю всей стране, а мысли о спасительном бегстве А. А. Ахматова даже не допускает:
Не с теми я, кто бросил землюНа растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. «Не с теми я, кто бросил землю…»
В 30-е гг. в поэзии А. А. Ахматовой образ поэта напоминает лермонтовского униженного пророка, которого отметил Господь, но которому суждено одиночество и жертвенное служение:
Зачем вы отравили водуИ с грязью мой смешали хлеб? Зачем последнюю свободуВы превращаете в вертеп? За то, что я не издеваласьНад горькой гибелью друзей?
За то, что я верна осталасьПечальной родине моей? Пусть так. Без палача и плахиПоэту на земле не быть. Нам покаянные рубахи, Нам со свечой идти и выть. «Зачем вы отравили воду…»
«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны», — сказала поэтесса в 1965 г.
А. А. Ахматова была со своим народом не только в стихах. В 1941 г. во время тяжелейших артиллерийских обстрелов Ленинграда поэтесса со словами поддержки и мужества обращалась по радио к жителям города, дежурила с противогазом во время авианалетов. В это время было создано прекрасное стихотворение «Мужество» , наполненное силой и глубокой любовью:
Мы знаем, что ныне лежит на весахИ что совершается ныне. Час мужества пробил па наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасемНавеки!
Здесь звучит тема некрасовского стихотворения в прозе «Русский язык». В трудные годы именно слово становится источником поддержки, придает силы и мужество. Сохранить и передать будущим поколениям духовное богатство, сокрытое в языке, — первостепенная задача поэта.
Голос художника, по мнению А. А. Ахматовой, должен не только вдохновлять людей, помогать им, но и донести до потомков память о пережитом горе.