«Одни», анализ рассказа Шукшина
Жанровые особенности
«Рассказ-судьба» Шукшина «Одни» в нескольких страницах раскрывает судьбу, но не одного человека, а супружеской пары, семейных отношений.
Проблематика
Шукшин поднимает важную для большинства людей проблему инерции семейной жизни. Архип задается вопросом, для чего живет человек. Марфа считает, что для детей, а Архип — что надо пожить для себя, то есть реализовать талант, не зарыть его в землю. Вторая важная проблема — как прожить жизнь в соответствии со своим призванием. Еще один важный вопрос
Архип считает, что этой близости мешают окаянные деньги, а Марфа — что их отсутствие. Как найти золотую середину между необходимой для заработка работой и игрой на балалайке — услаждением души?
Сюжет и композиция
В рассказе длинная, не свойственная Шукшину экспозиция. В ней портреты, характеры, происхождение, занятия и привычки героев. Через интерьер описывается вся жизнь обитателей дома.
Большой светлый дом — свидетель свадеб и смертей детей . У дома даже есть свой запах — запах живущей в нем семьи. Это запах кожи — работы Архипа. У дома как
Так стучит молоточек Архипа, и Марфа смутно понимает, что, пока он стучит, семья живет. А вот ходики тикают так, что кажется, будто они скоро остановятся. Архип чувствует старость дома, семьи, свою, жены и заговаривает о смысле жизни.
Остальные элементы композиции связаны с одним днем из жизни семьи. Архип в конце жизни оказывается у разбитого корыта. Он не приобрел ни денег, ни славы . Даже его профессия уже никому почти не нужна. Марфа тоже потеряла цель жизни, потому что дети выросли и разъехались.
Смысл жизни и даже молодость старикам возвращает музыка: «И припомнились другие вечера… и подумалось о чем-то главном в жизни… и не стало осени, одиночества, не стало денег, хомутов». Пение настолько смягчает Марфу, что она решает угостить мужа читушечкой. Казалось бы, вот семейная идиллия: пожилые супруги, наконец, нашли возможность увидеть и понять друг друга.
Но Архип привычно пользуется слабостью растроганной жены и выпрашивает у нее 6 рублей на новую балалайку. Так кто же из супругов думает о деньгах?
Этот поступок Архипа как будто возвращает супругов в привычные роли: Марфу превращает в строгого тюремщика, а Архипа — в подневольного раба, всегда готового урвать свою долю, когда внимание надзирателя слабеет.
Смысл названия — это основная мысль рассказа. Одиночество происходит из непонимания, никто не может спасти от него. Супруги, лишившись привычных забот, остаются такими же одинокими и разъединенными, только музыка сближает их в редкие моменты.
Герои рассказа
Шорник Архип Калачиков изготовляет сбрую для лошадей — уздечки, хомуты. Он — шукшинский чудик, человек, у которого есть душа, а ей, по словам героя, «попрыгать, побаловаться охота».
Архип сухой и маленький, но не боится своей крупной сварливой жены. Очевидно, он любит ее, несмотря на все тяготы семейной жизни. Речь Архипа — настоящий кладезь фольклора.
Кроме песен, неиссякаемо льющихся из балалаечника, речь его пересыпана уменьшительно-ласкательными словами: милая, сердечушко, Марфынька, деньжата.
Взяв в руки балалайку, Архип преображается. Он сияет, его маленькие умные глазки светятся озорным блеском, он идет по избе, «игриво виляя костлявыми бедрами».
Марфа — «грозная и большая», муж характеризует ее так: «Крупная баба, а бестолковенькая». По его мнению, бестолковость состоит в том, что она заставляет мужа шить целыми днями. Марфа любит деньги, трясется над копейкой.
Она даже из дому надолго не уходит, чтобы Архип не сел за балалайку.
Несмотря на могучие размеры и грозность, Марфа подчиняется мужу. Она испугалась, когда Архип в ярости изрубил свою работу, лишившись по ее вине балалайки. Балалайка — единственный враг Марфы.
К ней Марфа как будто ревнует мужа, «убивает» соперницу, сжигая в печи.
Речь Марфы нарочито груба, она называет Архипа дураком и придурковатым, просит его не выкобениваться и не выдрючиваться, но Марфа — душевно чуткий человек. Ее легко растрогать грустной песней.
Балалайка — полноценный член семьи. Она — страсть, «бессловесная глубокая любовь всей жизни» Архипа. Во время игры балалаечник и балалайка как будто обмениваются мыслями и чувствами. Игра на балалайке для Архипа — священнодействие.
Он надевает чистую рубаху, садится в красный угол.
Смерть балалайки в огне печи описана, как смерть человека: ее коробит, перед смертью балалайка трижды простонала человеческим голосом .
Стилистические особенности
В рассказе полно и всесторонне характеризуются герои: через портрет, интерьер дома, диалоги и монологи. Специфической для данного рассказа становится характеристика через народные песни: их выбор, последовательность исполнения, реакцию слушательницы. В этих песнях — жизнь героев.