Урок-путешествие по рассказу А. И. Солженицына «Захар-Калита»
Эпиграфы к уроку
В мире, не обретшем единой системы нравственного отсчета, ценностно-объединяющую роль играет искусство. Одно слово правды весь мир перетянет.
А. И. Солженицын. Нобелевская лекция
Эта земля, трава, эта луна и глушь были все те самые, что и в 1380 году. В заповеднике остановились века, и, бредя по ночному Полю, все можно было вызвать: и костры, и конские темные табуны, и услышать блоковских лебедей в стороне Непрядвы.
А. И. Солженицын. «Захар-Калита»
Мы сам-друг над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть
А. Блок. Из цикла «На поле Куликовом»
Для урока потребуются: портрет А. И. Солженицына, карта автомобильных дорог Центрального района России, репродукции изображения Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, картина М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», схема Куликовской битвы, тексты рассказа, «История государства Российского» Н. М. Карамзина.
Перед уроком учащиеся получили Задания.
1. Из исторических источников подготовить сообщение о Куликовской битве.
2. Выучить наизусть стихотворение из цикла «На поле Куликовом»
3. Поработать со словарем, объяснить значение слов. 1) Басурман, ражий, брюки офицерские диагоналевые третьего срока. 2) Почему пишутся с прописной буквы слова Поле, Книга Отзывов, Смотритель, Дух, Четырнадцатый, Девятнадцатый.
Ход урока
Слово учителя. Сегодня на уроке мы обратимся к истории России и совершим путешествие вместе с А. И. Солженицыным и героями его рассказа «Захар-Калита» на поле Куликово.
В основе композиции рассказа — путешествие, дорога. У Солженицына много предшественников: дорога была композиционной основой многих произведений Лескова, Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Бунина, Есенина.
Я приглашаю вас в замечательное путешествие. Обратимся к карте. Наш путь начнем от села Есеновичи до Москвы.
От стен Кремля до поля Куликова.
Работа с текстом. Вопросы классу.
— Теперь обратимся к тексту рассказа: «Друзья мои, вы просите рассказать из летнего велосипедного? Ну вот, если вам нескучно, послушайте о Поле Куликовом». Что сулит читателю такое начало?
— О чем эта история? Куда привела дорога автора и куда он зовет нас?
Слово учащихся, готовивших сообщение о Куликовской битве.
— В каком году написан рассказ?
— Как сейчас можно добраться до Куликова поля?
— Что нас настораживает, тревожит в этой фразе?
Наше движение не только к Куликову полю, но и во времена Куликовской битвы. Учащиеся зачитывают отрывки из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.
Слово учителя. Обратимся ко второму эпиграфу урока. Автор рассказа, осматривая Поле, мыслями уносится в прошлое, видит наших воинов. Итак, от стен Кремля мы с войском Дмитрия Донского подошли к обширному полю Куликову… еще тепло днем, а ночью обелит инеем травы. Дневное солнце разогреет разнотравье, и над полями поднимается сказочный запах.
Голубеет небо, высоко над землей плывут облака. И по краям поля выступают могучие сторожевые полки — леса. Словно солдаты в строю — в один рост, неколебимые. «Легенда переживет легенду.
И из соседней деревни Ивановки старик рассказывает все по-своему: что туман, мол, никак не расходился, и в тумане принял Мамай обширный дубняк обок себя за русское войско, испугался: «Ай, силен крестьянский Бог!» — и так-то побежал», — читаем в рассказе.
Мелькают спицы велосипедных колес. Вьется тропка — вот впереди деревенька, вот лесок; от леса до леса, от маковки до маковки ведет дорога. Как хорошо думается в пути, как легко читаются эти травяные строчки! И выступают из небытия лица, звучат голоса.
Никуда это не ушло. Это здесь — в земле, в небе, в сверкающей на пригорке маковке, в нас, живущих на земле.
Работа с текстом. Вопросы классу.
— Какие сюжетные планы мы можем выявить в рассказе?
— Какую роль выполняет сюжетный внутренний план?
— Какие основные проблемы высвечивает внутренний план? В чем причины беспамятства людей?
— Как случилось, что на родной земле человек чувствует себя не рачительным хозяином, а временщиком, которому только бы успеть утащить?
— Почему человек, по-настоящему болеющий за свою землю, за ее культурное и историческое наследие, системе не нужен?
Задание классу. Сопоставьте два отрывка. 1-й отрывок: «Просто это выпало нам так в тот день… и прошли как по священному безмолвному заповеднику»; 2-й отрывок: «Нам без помех думалось… чтоб только Русь встряхнулась от басурманов».
— Почему «без помех думалось»?
— Почему именно в такую ночь, именно в это место привел писатель своего читателя?
Слово учителя. Перемещение во времени и пространстве — эта способность литературного произведения перенести нас в прошлое, в места, где мы никогда не были, открылась нам, когда изучали «Слово о полку Игореве». Это прием ретроспекции — один из способов композиционного воплощения замысла автора. «…Вдыхай дикий воздух.
Оглядывайся и видь! — как по восходу солнца сшибаются Телебей с Пересветом, как стяги стоят друг против друга, как монгольская конница… гонит нас назад, откуда мы пришли, туда, где молочная туча тумана встала от Непрядвы и Дона. И мы ложимся, как скошенный хлеб. И гибнем под копытами».
Работа с текстом. Задания классу.
— Найдите описание Смотрителя. Героев каких произведений он напоминает?
— Каково отношение к Захару Дмитриевичу, меняется ли оно по ходу разговора?
— Как относится Захар Дмитриевич к посетителям? К памятнику?
— Что меняется с появлением на поле Куликовом Смотрителя?
— Какая нужна власть, чтоб не царапать памятник, не мостить плитами, украденными с мемориала, свой двор?
Чтение учащимися стихотворений из цикла А. Блока «На поле Куликовом».
Домашнее задание. Написать сочинение-размышление на тему: «Какое значение для современного россиянина имеет историческое прошлое Родины?»