Урок-путешествие по рассказу А. И. Солженицына «Захар-Калита»

Эпиграфы к уроку

В мире, не обретшем единой системы нравственного отсчета, ценностно-объединяющую роль играет искусство. Одно слово правды весь мир перетянет.

А. И. Солженицын. Нобелевская лекция

Эта земля, трава, эта луна и глушь были все те самые, что и в 1380 году. В заповеднике остановились века, и, бредя по ночному Полю, все можно было вызвать: и костры, и конские темные табуны, и услышать блоковских лебедей в стороне Непрядвы.

А. И. Солженицын. «Захар-Калита»

Мы сам-друг над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть

назад. Над Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат.

А. Блок. Из цикла «На поле Куликовом»

Для урока потребуются: порт­рет А. И. Солженицына, кар­та автомобильных дорог Центрального района России, репродукции изображения Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, картина М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», схема Куликовской битвы, тексты рассказа, «История государства Российского» Н. М. Карамзина.

Перед уроком учащиеся получили Задания.

1. Из исторических источников подготовить сообщение о Куликовской битве.

2. Выучить наизусть стихотворение из цикла «На поле Куликовом»

А. Блока.

3. Поработать со словарем, объяснить значение слов. 1) Басурман, ражий, брюки офицерские диагоналевые третьего срока. 2) Почему пишутся с прописной буквы слова Поле, Книга Отзывов, Смотритель, Дух, Четырнадцатый, Девятнадцатый.

Ход урока

Слово учителя. Сегодня на уроке мы обратимся к истории России и совершим путешествие вместе с А. И. Солженицыным и героями его рассказа «Захар-Калита» на поле Куликово.

В основе композиции рассказа — путешествие, дорога. У Солженицына много предшественников: дорога была композиционной основой многих произведений Лескова, Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Бунина, Есенина.

Я приглашаю вас в замечательное путешествие. Обратимся к карте. Наш путь начнем от села Есеновичи до Москвы.

От стен Кремля до поля Куликова.

Работа с текстом. Вопросы классу.

— Теперь обратимся к тексту рассказа: «Друзья мои, вы просите рассказать из летнего велосипедного? Ну вот, если вам нескучно, послушайте о Поле Куликовом». Что сулит читателю такое начало?

— О чем эта история? Куда привела дорога автора и куда он зовет нас?

Слово учащихся, готовивших сообщение о Куликовской битве.

— В каком году написан рассказ?

— Как сейчас можно добраться до Куликова поля?

— Что нас настораживает, тревожит в этой фразе?

Наше движение не только к Куликову полю, но и во времена Куликовской битвы. Учащиеся зачитывают отрывки из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

Слово учителя. Обратимся ко второму эпиграфу урока. Автор рассказа, осматривая Поле, мыслями уносится в прошлое, видит наших воинов. Итак, от стен Кремля мы с войском Дмитрия Донского подошли к обширному полю Куликову… еще тепло днем, а ночью обелит инеем травы. Дневное солнце разогреет разнотравье, и над полями поднимается сказочный запах.

Голубеет небо, высоко над землей плывут облака. И по краям поля выступают могучие сторожевые полки — леса. Словно солдаты в строю — в один рост, неколебимые. «Легенда переживет легенду.

И из соседней деревни Ивановки старик рассказывает все по-своему: что туман, мол, никак не расходился, и в тумане принял Мамай обширный дубняк обок себя за русское войско, испугался: «Ай, силен крестьянский Бог!» — и так-то побежал», — читаем в рассказе.

Мелькают спицы велосипедных колес. Вьется тропка — вот впереди деревенька, вот лесок; от леса до леса, от маковки до маковки ведет дорога. Как хорошо думается в пути, как легко читаются эти травяные строчки! И выступают из небытия лица, звучат голоса.

Никуда это не ушло. Это здесь — в земле, в небе, в сверкающей на пригорке маковке, в нас, живущих на земле.

Работа с текстом. Вопросы классу.

— Какие сюжетные планы мы можем выявить в рассказе?

— Какую роль выполняет сюжетный внутренний план?

— Какие основные проблемы высвечивает внутренний план? В чем причины беспамятства людей?

— Как случилось, что на родной земле человек чувствует себя не рачительным хозяином, а временщиком, которому только бы успеть утащить?

— Почему человек, по-настоящему болеющий за свою землю, за ее культурное и историческое наследие, системе не нужен?

Задание классу. Сопоставьте два отрывка. 1-й отрывок: «Просто это выпало нам так в тот день… и прошли как по священному безмолвному заповеднику»; 2-й отрывок: «Нам без помех думалось… чтоб только Русь встряхнулась от басурманов».

— Почему «без помех думалось»?

— Почему именно в такую ночь, именно в это место привел писатель своего читателя?

Слово учителя. Перемещение во времени и пространстве — эта способность литературного произведения перенести нас в прошлое, в места, где мы никогда не были, открылась нам, когда изучали «Слово о полку Игореве». Это прием ретроспекции — один из способов композиционного воплощения замысла автора. «…Вдыхай дикий воздух.

Оглядывайся и видь! — как по восходу солнца сшибаются Телебей с Пересветом, как стяги стоят друг против друга, как монгольская конница… гонит нас назад, откуда мы пришли, туда, где молочная туча тумана встала от Непрядвы и Дона. И мы ложимся, как скошенный хлеб. И гибнем под копытами».

Работа с текстом. Задания классу.

— Найдите описание Смотрителя. Героев каких произведений он напоминает?

— Каково отношение к Захару Дмитриевичу, меняется ли оно по ходу разговора?

— Как относится Захар Дмитриевич к посетителям? К памятнику?

— Что меняется с появлением на поле Куликовом Смотрителя?

— Какая нужна власть, чтоб не царапать памятник, не мостить плитами, украденными с мемориала, свой двор?

Чтение учащимися стихотворений из цикла А. Блока «На поле Куликовом».

Домашнее задание. Написать сочинение-размышление на тему: «Какое значение для современного россиянина имеет историческое прошлое Родины?»

Татьяна Анатольевна Харчева, Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Есеновичская СОШ», Вышневолоцкий район Тверской области.
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок-путешествие по рассказу А. И. Солженицына «Захар-Калита»