В чем трагедия семьи Мармеладовых?
В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, развенчивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа. Мир Достоевского принципиально противоречив, «за» и «против» постоянно борются в душах героев.
Особое место в романе занимает семья Мармеладовых. В чем трагедия каждого
Достоевский пишет, что было в нем что-то очень странное, во взгляде его светились восторженность, смысл и ум, но, в то же время, мелькало и безумие. Мармеладов страстно хочет исповедаться, но хихиканье окружающих сопровождает его признание. Даже выясняется, что он бесконечно добр, любит и жену и детей, но оказывается причиной несчастий их жизни. «Бедность не порок…- говорит Мармеладов Раскольникову. — Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто.» От горькой нищеты глава семейства становиться пьяницей, а когда судьба улыбнулась ему, было слишком поздно.
Он получил место, но не смог удержаться на нем долго — у героя уже не было сил противиться своему недугу. Из-за всего этого Мармеладов ходит из кабака в кабак и пропивает последние гроши. Герои, у которых есть сердце, у Достоевского непременно страдают или сочувствуют страданию. Мармеладова мучает его вина, и он не может простить себе, что, когда Соня послана была на панель, он «лежал пьяненькой-с». В Мармеладове Достоевский открывает искажение человека.
И причины этого искажения не только в нищете и бесправии. Социальные обстоятельства и равнодушие имперского Петербурга к «маленькому человеку» откровенно губительны. Столь же противоречиво представлена в романе и Катерина Ивановна: самоотверженность и властность, великодушие и раздражение, чистоплотность и грубость, гордость и унижение себя и других, в котором она доходит до крайности, заставляет детей просить милостыню, дворянское тщеславие и дерзкое обнажение язв собственной жизни, презрение и любовь к мужу и т. д. Катерина Ивановна — немолодая женщина, болеющая чахоткой — много выстрадала в своей жизни. По словам Сонечки, «Катерина Ивановна справедливости ищет, она чистая, она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует… и хоть мучайте ее, а она несправедливого не делает.
Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается…. Как ребенок, как ребенок!» Соня — сильный по своей натуре человек, но она должна была пойти по пути «продажной» женщины. Мысль о позорном и бесчестном положении терзали ее, причиняя чудовищную боль. Соня Мармеладова преступила нравственный закон.
Но она это сделала во имя детей Катерины Ивановны, во имя жизни, принеся себя в жертву. Но есть в Соне и нравственная ясность. Есть в ней «ненасытимое страдание», лишенное всякого ожесточения. Соня не умеет сердиться.
У нее настоящее «золотое сердце», ведь мачеха и ее дети для девушки совершенно чужие, а она только ради них, только чтобы они не умерли с голоду, пошла на самое грязное и самое последнее дело. Уже давно заведено, что семью должен обеспечивать мужчина, а отец Сони был не в состоянии этого сделать, поэтому ответственность за содержание тяжелым грузом легла на хрупкие плечи Сони. Раскольников испытал Соню и убедился, что истоки великой жалости и сострадания к ближнему — в ее глубокой вере.
Герой почувствовал, что Бог Соню поддерживает. Он поверил Сонечке, потому что убедился, что ее любви, жалости и сострадания хватит и на то, чтобы принять участие в его трагедии. Тяжело читать в романе эпизоды описания детей Катерины Ивановны. Жизнь для них была не сахар: нищенское существование семьи, порой нечего было даже есть, вечные скандалы между пьяным отцом и чахоточной матерью, ужасные жилищные условия.
Ребенок болезненно переживает разногласия между родителями, у него в душе остается неприятный осадок, и только это он будет помнить во взрослой жизни. Но кто же виноват в этом безграничном ужасе? В своем Романе Достоевский раскрывает не только социальные, но и психологические, и нравственные проблемы, которые лежат в основе всех действий его героев, людей «униженных и оскорбленных».
Не отдельные злые люди виноваты в судьбе Мармеладовых, а тот безликий и неумолимый «процент», о котором говорит Раскольников.