Конспект урока на тему «Швейная фабрика. Матрешка-игольница»
Суркова Людмила Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Черемшанская СОШ №1»
Черемшанского муниципального района РТ
Тема: Швейная фабрика. Матрешка-игольница
Цель урока: Научить учащихся изготавливать игольницу
Задачи урока:
1) Обучающие: — формировать умения учащихся качественно выполнять трудовые операции:
По чертежу, шаблону
Вырезанию заданной фигуры деталей
Их сборку и оформление
— совершенствовать умения анализировать представленную конструкцию, видеть пути ее совершенствования,
2 ) Развивающие: развивать внимание, мышление, любознательность, творческие способности, артистические данные, речь.
3) Воспитывающие: воспитать взаимопомощь, аккуратность: соблюдать правила работы с инструментами и их безопасности; работать экономно, воспитывать чувство коллективизма, прививать любовь к труду.
Тип урока: Объяснение нового материла
Метод проведения : диалог, беседа, практическая работа
Оборудование: готовый образец изделия, план работы, шаблоны, рисунок, плакаты с ПБ, музыкальное оформление.
Материал: картон , лоскут, вата, клей ПВА.
Инструменты:
Ход урока:
Организационный момент.
Дети усаживаются за столы.
Мотивация на новую деятельность.
— Беседа об истории создания русской матрешки.
Учитель. Русская деревянная кукла — матрешка «родилась» очень давно в городе Сергиевом Посаде. Она изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Кукла сразу понравилась и взрослым, и детям. Нравилось ее добро и ясное лицо.
Занятно было, что в большой кукле пряталось целое семейство. И сегодня русская матрешка — желанная гостья в каждом доме. Эта кукла — символ любви, дружбы, счастья и благополучия.
Существует три вида матрешек: сергиево — посадская, семеновская, полхов — майданская.
— Работа в группах. Каждая группа получает свой вид матрешки. Определить основные черты матрешки.
1 группа. На сергиево — посадской матрешке мы видим платок, кофту, сарафан, фартук. Декоративная роспись очень скромна.
2 группа. А семеновскую матрешку отличают яркие букеты цветов на платке, фартуке.
3 группа. У полхов — майданской куклы нет платка, сарафана и фартука. Вместо этого — овал лица и яркие контуры в темном контуре.
Учитель. Во время Масленицы на снегу мастера выставляли своих матрешек. Снег и цветы — вот какое чудо!
И, кажется, будто прогнали зиму.
У тетушки Матрешки
Дом большой, хороший.
В этом доме семь дверей,
Семь светлиц для дочерей.
— Куда идешь, Матрешка?
— За ягодкой морошкой.
Принесу морошки
Полные лукошки.
Приходите в воскресенье,
Угощу вареньем!
Работа над новым материалом
Учитель. Сегодня мы будем делать матрешку — игольницу. Ребята, а кому нужнее всех игольницы, кто вам штопает, шьет?
Свои игольницы мы подарим мамам.
— Повторение правил работы с ножницами, напоминание об экономии бумаги. Повторение правила работы с клеем.
— Учитель. Перед вами план работы.
1.У вас есть готовая основа для матрешки, шаблона косынки и фартука. Берем шаблон косынки, цветную бумагу, обводим шаблон и вырезаем. Берем косынку, намазываем клеем и приклеиваем на основу.
2.Нарисуем лицо матрешки: глаза, носик, губки, щечки.
3.Вместо фартука сделаем игольницу. Вам потребуется материал и кусочек ваты. Материал мы заготовили заранее, берем клей и наносим на заглаженные концы материала и приклеиваем.
Получился кармашек. В кармашек вкладываем и расправляем вату. Заклеиваем оставшуюся часть.
4.Обратную сторону надо сделать аккуратно. Берем вырезанный круг и приклеиваем на обратную сторону. Сделаем петельку, чтобы повесить игольницу.
Вырезаем треугольник из бумаги и приклеиваем ленточку. Даем клею высохнуть.
Физминутка. Чтение небылиц.
— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожег.
— Может зашить?
— Да иглы нет.
— А велика ли дыра?
— Один ворот остался.
— Фома, что из леса не идешь?
— Да медведя поймал!
— Так веди сюда!
— Да он не идет!
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает!
Самостоятельная работа.
Вырезание по шаблону косынки
Приклеивание косынки на основу
Рисование лица матрешки
Наклеивание игольницы
Обработка обратной стороны основы
Разукрашивание кофточки матрешки
Рефлексия. Демонстрация лучших работ.