Конспект урока химии 9 класс. Кислородные соединения углерода
Конспект урока химии — 9 класс Автор: Учитель химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №13 города Донецка Ростовской области Ромашка Валентина Викторовна.
Предлагаю вашему вниманию разработку урока-исследования. Урок построен на деятельностной основе. В ходе урока применяется реальный демонстрационный эксперимент, демонстрация виртуальных опытов.
Учащиеся выполняют виртуальную лабораторную работу «Качественная реакция на карбонат-ион» с помощь лабораторного
Цели:
Предметные. Познакомить учащихся с важнейшими соединениями углерода, их свойствами и значением для человека.
Метапредметные. Освоение способов деятельности:
— умение наблюдать и делать выводы, объяснять наблюдения;
— умение извлекать, преобразовывать, анализировать информацию, представленную в различных формах;
—
Личностные. Убедить учащихся в важности полученных знаний для жизни и сохранения здоровья. Формировать валеологическую грамотность учащихся.
Методы обучения:
— проблемный,
— исследовательский.
Организационные формы:
— фронтальная,
— индивидуальная,
1 этап урока: актуализация знаний
Учитель. Сегодня я приглашаю вас в музей углерода. В нем немало экспонатов и я прошу вас рассказать все, что вы знаете об этих экспонатах и объяснить, почему они попали в этот музей. Экспонат вы выбираете сами.
Действия учащихся. Учащиеся выбирают любой экспонат и рассказывают о нем все, что им известно. Цель: Формирование монологической речи, повторение изученного материала.
2 этап урока: определение темы и изучение нового материала.
Учитель. Изучение нового материала мы начнем с демонстрационного опыта: на лесенке расположены горящие свечи. Опускаем в емкость с лесенкой газоотводную трубку от аппарата Киппа, заряженного кусочками мрамора и хлороводородной кислотой.
Углекислый газ гасит свечи.
Действия учащихся. Учащиеся наблюдают, объясняют увиденное, записывают уравнение реакции получения углекислого газа на доске и в тетради. Отмечают, что оксид углерода тяжелее воздуха и не поддерживает горение.
Учитель рассказывает о «собачьей пещере » в Италии и демонстрирует слайд №3 Ожидаемый результат: Формирование умения наблюдать и объяснять результаты эксперимента. Развитие умения использовать химическую символику и номенклатуру, составлять уравнения химических реакций.
Учитель. Определение темы урока. Вопрос к учащимся: «Какую тему мы будем изучать?» Откройте оглавление и найдите нужный параграф.
Запишите тему урока.
Действия учащихся: Учащиеся высказывают предположения . Учащиеся определяют тему с помощью оглавления, догадываются, что тема «Кислородные соединения углерода» находят нужный параграф, уточняют формулировку темы и записывают в тетрадь.
Ожидаемый результат: Формирование навыков целеполагания и использования систематизирующего компонента учебника.
Учитель. Откройте параграф, назовите вещества, с которыми мы должны познакомиться. А к концу урока ответим на вопрос, встречаются ли эти вещества в нашей жизни и нужно ли нам о них знать.
Действия учащихся. Учащиеся называют оксиды, угольную кислоту, соли угольной кислоты.
Ожидаемый результат: Первичное знакомство с объектами изучения. Формирование личностной заинтересованности.
Учитель. Итак, мы получили оксид углерода . Что вы знаете о его физических свойствах? На доске учитель чертит таблицу и записывает ответы учащихся слева.
Действия учащихся. Учащиеся называют известные им свойства.
Ожидаемый результат: Привлечение личного опыта и знаний учащихся.
Работа с текстом. Структурирование информац ии.
Учитель. Задания учащимся. У углерода есть еще один оксид.
Назовите его формулу и название. Задание для работы по учебнику:
1 вариант — читает на стр.153 раздел «Физические свойства оксида углерода «. Ваша задача — дополнить или исправить сделанные записи.
2 вариант — читает на стр. 152 раздел «Физические свойства оксида углерода » и выявляет черты сходства с оксидом углерода и различия.
Действия учащихся. Учащиеся называют оксид углерода ? Учитель записывает. Учащиеся приступают к работе с текстом.
Затем обсуждают полученную информацию и вносят ее в таблицу, левая сторона которой заполнена, а в правой учитель вписал необходимые направления работы.
Ожидаемый результат. Формирование умения работать с учебником, корректировать свои представления, сравнивать, выделять черты сходства и различия.
Учитель. Почему эти газы получили такие названия: углекислый и угарный.
Действия учащихся. Учащиеся высказывают предположения, исходя из знания свойств и состава.
Ожидаемый результат. Обратить внимание на влияние данных газов на организм.
Учитель. Кстати, в Италии неподалеку от Неаполя есть «Собачья пещера». Рассказ о пещере, показ слайда. .
Ожидаемый результат. Формирование интереса, связь изучаемого материала с жизнью.
Учитель. Оксид углерода — кислотный оксид. Свойства кислотных оксидов мы изучали, поэтому вы самостоятельно определите с какими из перечисленных веществ он реагирует и запишите уравнения реакций.
Действия учащихся. Из веществ: H2O; H2; NaOH; H2SO4; O2; CaO; Mg
Учащиеся делают выбор, записывают уравнения.
Наблюдают виртуальный опыт, который показывает учитель. . Объясняют наблюдения
Ожидаемый результат. Переход от общего к частному, актуализация знаний, использование химической терминологии и символики.
Учитель. Открывает бутылку газированной воды. Спрашивает, что произошло и откуда взялся газ?
Выводит учащихся на угольную кислоту, спрашивает, что о ней уже известно учащимся.
Действия учащихся. Учащиеся отвечают пишут уравнение реакции. Говорят, что она слабая, разлагается, двухосновная, кислородсодержащая.
Ожидаемый результат. Понимание и объяснение бытовых явлений.
Учитель. Составьте формулы веществ: карбонат магния, гидрокарбонат кальция, гидрокарбонат натрия, карбонат калия. Что это за вещества, на какие две группы их можно разделить?
Действия учащихся. Составляют формулы, делят на средние и кислые.
Ожидаемый результат. Привлечение личного опыта и знаний учащихся. Развитие умения использовать химические символы, составлять формулы, классифицировать их, выявлять признак для классификации.
Учитель. С помощью материала учебника на стр. 154 -155, выполните задание по вариантам. .
Действия учащихся. 1 вариант. С помощью текста учебника на стр. 154 -155 объясните, откуда берется накипь?
Подтвердите свою мысль уравнением реакции.
2 вариант. В тесто кладут разрыхлитель. Это NH4HCO3.
Объясните — зачем, и что с ним происходит при выпечке.
3 вариант. Если в желудке образуется избыточное количество соляной кислоты, то человек страдает от изжоги. Чтобы избавиться от изжоги можно выпить раствор соды питьевой . Что происходит в желудке и почему этот способ помогает?
4 вариант В ходе эксперимента простое вещество черного цвета раскалили в пламени и сожгли в кислороде. Образовавшийся газ пропустили через известковую воду и образовалось помутнение. При дальнейшем пропускании этого газа помутнение исчезло.
Запишите уравнения происходивших реакций.
Учащиеся отчитываются о выполненной работе.
Ожидаемый результат. Формирование умения извлекать информацию и применять ее для объяснения процессов и возможности их применения. Демонстрация практического значения солей угольной кислоты.
Учитель. Любой карбонат всегда можно обнаружить с помощью кислоты, т. к. при соединении карбонат-иона с катионом водорода образуется углекислый газ и мы наблюдаем «вскипание». Вы убедитесь в этом, выполняя виртуальный лабораторный опыт.
Действия учащихся. Учащиеся работают с ЦОРом 477p. Отчет о работе выполняют в тетради.
Ожидаемый результат. Формировать умение наблюдать, работать с мультимедийными ресурсами, объяснять наблюдаемые явления. Знать и уметь применять качественную реакцию на карбонат-ион.
Подведение итогов. Как вы считаете, какую из полученной нами информации о кислородных соединениях вы считаете важной или интересной для себя?
Учащиеся называют.
Д/з д/з §34 Упр.3 стр.156 Описание лабораторной работы по форме
Что делали Что наблюдали Уравнения реакций и выводы
По желанию: Как образуются сталактитовые пещеры?