Система практических работ по литературе
В своей деятельности я использую разные виды творческих заданий, но один вид — практические работы — родился именно в процессе моей педагогической работы. Разрозненные, проводимые скорее по наитию, чем по плану, практические работы постепенно преобразовывались в систему, но не застывшую, а подвижную, зависящую от конкретных детей конкретного класса, от их потребностей, от самого произведения. Я была очень рада, когда увидела в учебниках «В мире литературы» под редакцией А. Г. Кутузова разделы «Творческая мастерская», «Творческий
I. Общее содержание и цели практических работ
Практические работы направлены на анализ структуры произведения, образной системы, эпизода произведения, стиля писателя, на выявление авторской позиции. «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта», — говорил Гете. Необходимость их проведения диктуется двумя условиями: отдельные детали произведения были недостаточно глубоко проанализированы в ходе обсуждения или, что встречается чаще, ученики сами в ходе обсуждения поставили проблему именно литературоведческого
Их цель — в активном творческом постижении языка произведения, авторской модели действительности, в формировании и развитии литературно-художественных умений, что в конечном итоге ведет к формированию образованного читателя.
II. Методика проведения практических работ
Эти работы в 5-6-х классах проводятся в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись ответов и примеров. Учитель создает эти работы, во время их проведения направляет и координирует деятельность учащихся.
В 7-8-х классах практические работы проводятся коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут принимать участие в создании этих работ. Роль учителя меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся.
В 9-11-х классах эти работы проводятся только индивидуально. Методика проведения такова:
объявление о предстоящей работе, тексты работ раздаются учащимся на Дом, индивидуальный анализ, урок-консультация, индивидуальное выполнение работы, обсуждение одной из работ, взаимопроверка и проверка учителем.
Как правило, работы составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.