«Равноденствие» О. Мандельштама на уроке литературы
Есть иволги в лесах, и гласных долгота В тонических стихах единственная мера, Но только раз в году бывает разлита В природе длительность, как в метрике Гомера.
Как бы цезурою зияет этот день: Уже с утра покой и трудные длинноты, Волы на пастбище, и золотая лень Из тростника извлечь богатство целой ноты.
Опорные вопросы для анализа стихотворения: Что означает слово «равноденствие»? Какие образы преобладают в стихотворении — звуковые или зрительные? Почему? Можно ли определенно назвать время года, которое описывается в стихотворении?
Что можно сказать о динамичности стихотворения? Какова лексика стихотворения? Каких существительных больше — конкретных или абстрактных?
Назовите рифмы. Есть ли в них смысловая сочетаемость? Найдите тропы. Какие строчки непонятны? Как можно объяснить строку «Уже с утра покой и трудные длинноты»?
Как понять выражение «золотая лень»? В каких отношениях находятся природа и творчество?
Равноденствие — не конкретная точка года , а сложный метафорический образ. С одной стороны, перед нами картина Природы, конкретная жизнь: иволги в лесах, волы на пастбищах,
Противопоставлены? Сопоставлены? Объединены?
Скорее последнее. Об этом говорят и два метафорических сравнения: «разлита // В природе длительность, как в метрике Гомера» и «как бы цезурою зияет этот день». Здесь возникает смысловое наложение: цезура — не только «постоянный словораздел в стихе», но и пауза в природе, слово «зиять» означает не только «обнаруживать пустоту, провал», но и таит поэтический смысл: «зияние» — стечение двух или более гласных.
Кстати, середина строки — «цезур Ою зияет » — наглядно показывает зияние гласных.
Преобладание «звуковых» образов, смысловая сочетаемость рифм долгота-разлита, мера-Гомера, день-лень, длинноты-ноты, малое количество глагольных форм , а также двухстрофная, как бы «зеркальная», «опрокинутая» друг в друга композиция стихотворения — все способствует созданию сложного метафорического образа.
Равноденствие — день равновесия не только в природе, но и в душе человека, которая, откликаясь на красоту, гармонию природы, рождает творчество. Художественное пространство расширяется от явления природы до понятия творчества. Человеку дано слиться с красотой мира, ощутить ее присутствие в себе и выразить это в творчестве — великом таинстве жизни.
Можно также увидеть, что в словах «и золотая лень // Из тростника извлечь богатство целой ноты» заключены метафоры-цитаты, которые имеют как бы три перекликающихся источника:
А) стихотворение Мандельштама «Из омута злого и вязкого…» :
Из омута злого и вязкого Я вырос тростинкой, шурша, И страстно, и томно, и ласково Запретною жизнью дыша;
Б) Ф. И. Тютчева: «И ропщет мыслящий тростник» ;
В) Г. Паскаля: «…человек лишь тростинка, слабейшее из творений природы, но тростинка мыслящая».
Перед нами стихотворение-метафора. Именно с помощью метафоры «возможно подлинное прозрение в таинственную сущность жизни» .