Ранний романтизм Горького

В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Боль- шой и оригинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писа- теле и его книгах.

Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных пере- мен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, в револю- ционных песнях. Герои этих

рассказов – люди “с солнцем в крови”, силь- ные, гордые, красивые. Эти герои – мечта Горького.

Такой герой должен был “усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против дейс- твительности, против всякого гнета ее”.

Центральным образом романтических произведений Горького ранне- го периода является образ героического человека, готового к самоотвер- женному подвигу во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ “Старуха Изергиль”, написанный в 1895 году. В образ Данко Горький вложил гуманистическую идею о человеке, который все силы отдает служению народу.

Данко

– “молодой красавец”, смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко прино- сит в жертву самого себя. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. “Что сделаю я для людей!?” – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой”.

Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. “Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер”. Умирает Дан- ко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя жив, как образ ге- роя-освободителя. “В жизни всегда есть место подвигам”, – говорит ста- руха Изергиль.

Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую “Песнь о Соколе”, написанную в 1895 году. Со- кол – олицетворение борца за народное счастье: “О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлеб- нулся б моей он кровью! О счастье битвы!..” Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспева- ет “безумство храбрых”. “Безумство, храбрость – вот мудрость жизни!

О, смелый Сокол. В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время – и кап- ли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”

В 1901 году Горький написал “Песню о Буревестнике”, в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: “Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над реву- щим гневно морем, то кричит пророк победы: “Пусть сильнее грянет бу- ря!”

Буревестник – воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: “Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем”. Журнал “Жизнь”, в котором была напечатана эта песня, был зак- рыт.

Современник Горького А. Богданович писал: “От большинства очер- ков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отлича- ются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и от- верженности”.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Практические задания база данных.
Сейчас вы читаете: Ранний романтизм Горького