Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева «Мальчик с коньками»
Для урока внеклассного чтения рассказ Юрия Яковлева «Мальчик с коньками» выбран по следующим соображениям.
Во-первых, небольшой по объему рассказ позволяет за один урок детально разобрать его содержание и учить приемам анализа художественного произведения.
Во-вторых, учащиеся могут выполнить разнообразные виды работ .
В-третьих, в рассказе затрагиваются события Великой Отечественной войны, о которых нельзя забывать; раскрывается частичка жизни человека, побывавшего на фронте.
Литература учит. Учит и помогает стать Человеком.
Этот рассказ Дети охотно читают, что помогает вызвать творческую и эмоциональную активность учащихся, усилить их интерес к чтению книг.
Оборудование урока. Иллюстрации школьников к понравившемуся эпизоду рассказа. Записанные на доске эпиграфы к уроку.
«Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» .
«Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям» .
1. Вступительное
Юрий Яковлевич Яковлев родился в 1922 году в Петрограде — так тогда назывался Санкт-Петербург. Рано увлекся литературой. С 1940 года служил в армии; зенитчиком прошел всю Великую Отечественную войну.
Став взрослым, писал стихи для детей, рассказы и повести о войне.
Герои книг Юрия Яковлева — ваши ровесники. Они живут интересной жизнью и, хотя не похожи друг на друга, остаются верными в дружбе и совершают поступки, за которые их любят и уважают.
2. Вопросы для беседы
— Назовите действующих лиц рассказа.
— Что в начале рассказа вы узнали о мальчике? Составьте его словесный портрет, включите изобразительно-выразительные средства, которые использует автор.
— Какие впечатления у вас вызвала внешность мальчика?
— Какое обстоятельство помешало мальчику попасть на каток?
— Почему мальчик не прошел мимо незнакомца? Какой эпизод из своей жизни вспомнил мальчик?
— Какие качества характера проявил мальчик, не оставив в беде незнакомца?
— Что узнал мальчик о незнакомце? Почему он «сжал кулак и погрозил тетрадке»?
— Правильно ли вел себя мальчик у телефона-автомата? Чем вызвано его поведение? Найдите эпитеты, характеризующие мальчика.
— Что предпринял мальчик после того, как ему не удалось по телефону вызвать «скорую помощь»? Какие качества проявились в этом поступке героя?
— С какой целью мальчик пошел в больницу?
— В каком эпизоде автор раскрывает нам умение юного героя сопереживать другому человеку? Найдите в этом отрывке слова, подтверждающие ваш ответ.
— Опишите душевное состояние мальчика после того, как он узнал, что старшина Бахтюков поправится.
— Почему у героя рассказа нет имени?
3. Коллективное составление и обсуждение плана характеристики героя с записью на доске предложенных учащимися верных вариантов, из которых дети составляют свой план в тетради.
4. Составление учащимися устного высказывания .
Ответьте устно на вопросы
— О чем рассказал нам автор ?
— Какую мысль автор доносит до читателя ?
Мальчик спас взрослому человеку жизнь, находился рядом, не оставил в беде. Сердце мальчика чуткое, доброе, совестливое. Мы увидели в нем те душевные свойства, которые вызывают уважение окружающих и за которые можно уважать себя.
Герой рассказа обрел умного, верного друга и советчика, встретил и помог человеку, рядом с которым «чувствует себя сыном». Вспомним пословицу: «Не богатство — друг, а друг — богатство».
Нельзя судить человека по внешности, нужно судить о людях по их делам, поступкам, заслугам. Некрасивыми могут быть чувства, поступки людей; они и становятся причиной, по которой люди теряют свою привлекательность, уважение со стороны других людей.
Обратимся к эпиграфам, поможем учащимся включить их в свое высказывание.
5. Наедине с собой вспомните: какую помощь оказали вы кому-то из близких, знакомых и совсем незнакомых людей?
Домашнее задание
Вспомните: случалось ли вам помочь кому-то из близких, знакомых и совсем незнакомых людей?