Открытое письмо министру
Министру образования Автономной Республики Крым Солодченко А. А.
Учителя Ромашкинской средней школы Сакского района Губина Г. А.
Уважаемый господин министр!
Некоторое личное знакомство с Вами дает мне основание обратиться к Вам с этим необычным письмом.
Минуло десять лет с тех пор, как под оглушительно-фанфарный визг и гром была про-возглашена «Реформа общественной и профессиональной школы». Самое время подвести итоги и возрадоваться, если для того вдруг появятся причины.
Итак, начнем. Прежняя школа и система управления
Это осознали стоявшие в то время у руля управления государством коммунисты. Школа медленно и со скрипом стала разворачиваться лицом к ученику, учителю и родителям…
Но тут грянули «демократические» перемены. Впору возрадоваться и пролить слезы радости и умиления, но давайте лучше спросим себя: «Где та реформа, о которой так мно-го говорили коммунисты и неизвестно откуда взявшиеся «демократы»? Где
Кто, когда и почему разогнал советы по народному образованию, школьные советы?.. Боюсь далее утомлять Вас воп-росами — конца им нет.
Усилиями Вами возглавляемого аппарата демократия, гласность и свободы в школьной системе Крыма отброшены намного дальше, даже по сравнению с «застойными» време-нами. Иной раз, когда приходится сталкиваться с «демократически перестроившимся» ап-
Паратом, приходишь в изумление: «Ба! Знакомые все лица!» Лица тех, кто и до перестройки не давал свободно дохнуть и мыслить.
Кретинизм нынешней системы управления образованием состоит в ее непомерно разбухшем и непрофессиональном аппарате, который беззастенчиво пожирает те скудные гроши, которые нищенское государство нехотя и презрительно бросает народному образованию. Вместо того, чтобы решительно сократить эту алчную, а часто просто бесполезную, братию, Вы публично заявляете о том, что инспекторская и методическая службы еще укомплектованы далеко не полностью. Полноте, так ли это?
В конце концов, надо по одежке протягивать ножки…
Не этот ли аппарат съедает те крохи, на которые худо-бедно могла бы продлиться «аго-ния» школы, групп продленного дня? Не те ли это гроши, на которые могли бы получать завтраки ученики начальных классов?..
Смею утверждать, что ни Вы лично, ни весь Ваш гипертрофированно-раздутый аппарат в центре и на местах не знаете истинного положения в массовой школе , не знаете путей выхода из этого тупика, путей реального реформирования системы.
В целом положение в школах ужасное: я не говорю о тех немногих, единичных школах, которые удерживаются «на плаву» благодаря дальновидности и уму руководителей этих школ и сверхнапряженному труду педколлективов. Я говорю о рядовой массовой школе.
Мне доводилось сталкиваться и не раз с «эффективностью» работы системы управления, которая работает в режиме самодостаточности и как бы отдельно, отстраненно от нужд детей, учителей и школ.
Вот лишь небольшой конкретный пример эффективности работы системы на примере фронтальной проверки нашей школы. Кстати, о фронтальных проверках: уж кому-кому, а Вам-то хорошо известно, что фронтальные проверки давным-давно изжили себя и что оии крайне ненадежный способ контроля за деятельностью школы, о чем уже писано-пе-реписано. Эти проверки лишь надежный способ унизить и запугать учителя или школь-ного администратора, поставить его «на место».
Однако, вернемся к проверке. Те же самые ннспектора и методисты, которые пять-шесть лет назад устраивали сокрушительную головомойку за криво висящий портрет Ленина, теперь, бродя по разграбленной, уничтоженной физически и морально школе, притворно охают и ахают. взирая на это отвратительное зрелище, заявляя, что «все в порядке». Кому и зачем нужны такие бессмысленные инспекторско-методкабинетовские набеги?
Это не донос на работу добросовестных учителей, которые, несмотря на все усилия Вашего аппарата и «любезного» государства, все ѳще остаются работать в школах. Это безуспешная попытка открыть Вам глаза на истинные причины и размеры катастрофы, на некомпетентность и бесполезность большей части Вашего аппарата. В то время, как сис-тема управления в центре и на местах пухнет, из школ вымывается думающая, энергичная и дееспособная часть учительства.
К чему это приведет, Вы, вероятно, догадываетесь.
Бесконечно твердя с трибун о коллективном творчестве и разуме учительства, чиновники от педагогики с высокомерным снобизмом самозабвенно стряпают местеч-ковые программы и пособия, которые, кроме горького недоумения, ничего не могут вы-звать. Взять хотя бы программы по истории и правоведению. Что это? Издевательство над учителями и учениками?
Преднамеренное одурачивание или тонко проводимое вос-питание «манкуртов»?
Газетная страница не позволяет мне раскрыть тему полностью, но полагаю, что такое же неприятное письмо Вам могли бы написать многие учителя школ Крыма, да только они давно потеряли всякие надежды на какие-нибудь перемены к лучшему.
Обращаюсь к Вам через газету, так как письмо, отправленное обычным способом, оста-лось бы без каких-либо последствий. Возможно, мой поступок подтолкнет инициативу других учителей и они громко скажут: «Нет!» творящемуся произволу в системе образования. Может быть, это письмо станет тем маленьким толчком, который вынудит Вас и весь Ваш аппарат начать реальные дела по реформированию системы управления.
Да и самой школьной системы в интересах детей, учителей и всего общества. Выход из тупика есть и его следует искать тем, кому это полагается по должности.
С уважением пока еще учитель Г. А. ГУБИН.